Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Картинку русского художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге» 1873 года создания знает на отечественных просторах почти каждый. Во многом именно благодаря этому произведению труд бурлака и соответствующее название профессии сохранились в народной памяти до наших дней. Однако, возникает вопрос: почему бурлаки в России не исчезли даже в XX веке с появление пароходов?


В бурлаки шли даже женщины. livejournal.com.

В бурлаки шли даже женщины. livejournal.com.


Количество и расположение рек в России всегда способствовало развитию речного транспорта. Далеким прообразом бурлачества были волоки: перетягивание ладьи мышечным усилием между реками или речными порогами. Речной транспорт всегда был предельно важен, более того, долгое время реки полностью заменяли собой дорожное сообщение. Даже с появлением мощенных дорог речной транспорт выигрывал у них из-за возможности перевозить большой объем груза одновременно. Чего уж там, бурлаки смогли пережить появление в империи железной дороги в XIX веке, хотя перевозка при помощи «металлического чудовища» и смогла серьезно потеснить их непростой физический труд.

Бурлаки в Голландии 1910-е годы. Twitter.

Бурлаки в Голландии 1910-е годы. Twitter.


Было бы ошибкой думать, что «бурлачество» существовало только в Российской Империи. В той или иной форме речные баржи усилиями людей приводились в движение во всем мире вплоть до начала XX века. Более того, не смогло отказаться от труда бурлаков даже молодое советское государство. Запрещено бурлачество было только в 1929 году, а все потому, что заменить бурлаков было банальное нечем: после Революции и Гражданской войны фонд современного речного транспорта был совсем не велик. Модернизация была процессом долгим.

От труда бурлаков смогли отказаться только в 1920-е годы. author.today.

От труда бурлаков смогли отказаться только в 1920-е годы. author.today.


Но почему же речной транспорт не модернизировали еще в царские времена, ведь в стране было большое количество состоятельных купцов и богатых дворян? Причины на то всего две. Во-первых, ранние пароходы могли пройти далеко не везде. Во-вторых, крестьянский труд запредельно дешев. Не будет преувеличением сказать, что крестьянский труд был дешевле лошади. Очень часто мужики и бабы «уходили в бурлаки» на обслуживание и перетягивание речного транспорта, чтобы заработать лишний рубль, однако делалось это не от хорошей жизни. Да и обогатиться там было сложно. Тем более, что от тяжелой работы многие просто все пропивали. Время от времени набивались в артели бурлаков и бандиты. Известны случаи, когда после выполнения работы подобныи шайки пускались разбой на обратном пути следования.

В конечном итоге прогрессы вытеснил мускульный труд. историческая-самара.рф.

В конечном итоге прогрессы вытеснил мускульный труд. историческая-самара.рф.


Окончательно нелегкий и даже рабский труд бурлаков вытеснила модернизация речных перевозок. Прогресс неумолимо наступал и откровенно «варварскому» по меркам XX века ремеслу больше не было места. К концу первой четверти минувшего столетия баржи и паромы с двигателями внутреннего сгорания стали окончательно выгоднее мускульного труда нескольких десятков или сотен людей.

Видео с нашего канала расскажет про паровоз «Иосиф Сталин»:



Если хочется узнать еще больше интересного, то можно почитать про 9 странных правил поведения в других странах, которые русским сложно понять.


Обратите внимание:







4101
7.12.2021 10:53
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё