Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Еще до начала Второй мировой войны в строящемся вермахте уделялось большое внимание не только танкам, но и самоходным артиллерийским установкам. Отдельную категорию среди немецких САУ составляли многочисленные штурмовые орудия. Самый грозный и яркий представитель этого семейства появился на свет в 1943 году в разгар Великой Отечественной войны. Деятели сумрачного тевтонского гения окрестили нового «котенка» для вермахта «Sturmpanzer VI». Солдаты и офицеры же прозвали его «Sturmtiger».


Создавалась машина на базе танка Тигр. |Фото: militaryarms.ru.

Создавалась машина на базе танка Тигр. |Фото: militaryarms.ru.


В официальной документации данное САУ получило обозначение «38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger». Конструкторы отнесли машину в категорию штурмовых орудий. Название самоходки прямо указывает на то, что создавалась она на базе танка «Тигр», появившегося в Германии в 1942 году. На конвейере с нуля «Штурмтигры» никогда не производились. В них переоснащали уже созданные танки. Всего за период с 1943 по 1945 год для нужд вермахта было переделано 18 машин, включая первый демонстрационный прототип.

Стреляла САУ не снарядами, а ракетами. |Фото: themodellingnews.com.

Стреляла САУ не снарядами, а ракетами. |Фото: themodellingnews.com.


Чудовище внушительного вида понадобилось немцам для штурма городов и уничтожения бетонных фортификаций противника. Опыт применения штурмовых орудий StuG III, StuG IV и StuH 42 показал, что их орудий зачастую оказывается недостаточно для эффективного и быстрого уничтожения укреплений и зданий. Даже 150-мм гаубичных систем не всегда хватало, а потому было решено создать что-то мощнее уже имевшихся САУ, но слабее железнодорожной артиллерии. На первом этапе конструкторы Рейха просто предлагали поставить на «Штурмтигр» 210-мм гаубичное орудие, созданное с нуля. Однако, разработка последнего затягивалась и тогда инженерный коллектив обратил внимание на уже существовавший бомбомет «Raketenwerfer 61».

Грозное орудие, которое так и не состоялось. |Фото: vsevgallery.ru.

Грозное орудие, которое так и не состоялось. |Фото: vsevgallery.ru.


Реактивный бомбомет «Raketenwerfer 61» калибра 380 мм первоначально создавался для нужд немецкого флота кригсмарине. Как прямо следует из названия, огонь данная установка вела не снарядами, а реактивными ракетами. К концу лета 1943 года первый прототип был готов. На танк «Тигр» установили бронированное отделение вместо башни и тот самый бомбомет. 5 августа новинку показали Адольфу Гитлеру, который высоко оценил новинку. Машине был дан зеленый свет. Первый заказ вермахта составил 20 «Штурмтигров», однако даже с ним немецкая промышленность не справится. Причиной тому станет загруженность производственных линий и необходимость чинить вернувшиеся с фронта танки «Тигр». Поэтому реализация серии будет постоянно затягиваться.

Эти САУ почти не использовались. |Фото: vsevgallery.ru.

Эти САУ почти не использовались. |Фото: vsevgallery.ru.


При массе в 66 тонн «Штурмтигр» имел габариты 6280х3705х2850 мм. Клиренс штурмового оружия составлял 485 мм. Боевая рубка получила стальную катанную броню с толщиной от 62 до 100 мм. Помимо заветного реактивного бомбомета с боекомплектом 14 ракет штурмовое орудие оснастили пулеметом калибра 7.92 мм МG 34. Целиться экипажу приходилось при помощи прицела Pak ZF 3x8. В движение тевтонское чудовище приводилось 12-цилиндровым двигателем Maybach HL 210 P30 мощностью 650 лошадиных сил. Запас хода САУ составлял всего 100 км, а скорость по шоссе не превышала 38 км/ч.

Предназначался для штурма городов. |Фото: Pinterest.

Предназначался для штурма городов. |Фото: Pinterest.


Назвать «славным» боевой путь «Штурмтигров» никак нельзя. Машина, создававшаяся для сокрушения бетонных стен, использовалась по прямому назначению всего один раз – во время подавления восстания в Варшаве. Однако, эффективность стрельбы ракетомета оказалась крайне низкой. Зачастую бомбы просто не взрывались, так как их взрыватель банально не вызывал детонации при контакте с тонкими и хрупкими стенами жилых домов (относительно стен долговременных укреплений). Немногочисленные случаи применения «Штурмтигров» в поле были отмечены на втором фронте в конце 1944 и начале 1945 годов.

Последний стоит в Кубинке. |Фото: wikimedia.org.

Последний стоит в Кубинке. |Фото: wikimedia.org.


Несмотря на просто чудовищную мощность взрыва 380-мм ракет, САУ страдала от очень низкой точности главного орудия. Отклонение ракеты при выстреле достигало 5% от протяжённости максимальной дальности выстрела в 5 700 метров. Имелись и проблемы с производство боеприпасов для «сокрушителя городов». Лишь единожды «Штурмтигры» достигли относительного успеха во время обстрела занятой союзниками линии Зигфрида. По некоторым данным, одно из САУ умудрилось одним выстрелом подорвать сразу три танка «Шерман». В итоге, все они так или иначе попали в руки войск коалиции. Последний «Штурмтигр» был захвачен американцами 14 апреля 1945 года в районе Рейхсвальда. Грозная машина была просто брошена немцами без боеприпасов.

На сегодняшний день в мире осталось два «Sturmpanzer VI». Первый стоит в городе Мунстер в Германии в Немецком танковом музее. Второй хранится в России, увидеть его можно в Бронетанковом музее в Кубинке.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про Pz.Kpfw V: в чем заключалась сокрушительная мощь танка «Пантера».


Обратите внимание:







46089
3.08.2021 20:39
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё