Общество RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    






Полвека назад они рассекали по речным просторам всего Советского Союза, их можно было встретить практически в каждом порту. Гражданам СССР очень нравились эти прогулки по воде на судне, созданом по последнему слову техники, который к тому же совершил буквально транспортную революцию. Но время безжалостно идёт вперёд, и сегодня легендарные советские глиссеры «Заря» переживают свой закат. Сейчас они мало ходят по реке и все чаще стоят - какие-то в виде кафе, а некоторые в качестве мрачных призраков прошлого на кладбищах кораблей.

Теплоход, совершивший транспортную революцию. /Фото: myhistori.ru

Теплоход, совершивший транспортную революцию. /Фото: myhistori.ru

История глиссирующего теплохода «Заря» начинается в 1961 году, когда были выпущены первые модификации судна, которых было немало. Пожалуй, самым известным типом глиссера был проект 946, который также выпускался в нескольких вариантах. Серийным производством теплохода занимался Московский судостроительный завод.

Глиссирующие суда серии «Заря» обладали следующими техническими характеристиками:
Полное водоизмещение: 30 тонн
Максимальная скорость: 45 км/ч
Полная вместимость: 86 мест (сидячих - 66 мест)
Длина: 22,4 метра
Ширина: 4,06 метра
Осадка: 0.5 метров (на ходу 0.4)

Схема размещения в теплоходе. /Фото: boatportal.ru

Схема размещения в теплоходе. /Фото: boatportal.ru

Так как теплоход изначально планировался для массового производства, его строили по последнему слову техники того времени, стараясь сделать максимально универсальным в эксплуатации. Так, например, в передней части судна були установлены так называемые «морские сани», которые обеспечивают более безопасный проход на каменистом мелководье. Для облегчения общего веса глиссера в процессе его изготовления активно применялся стеклопластик.

Интересный факт: а вот именем теплоход обделили. Наименованием для этих судов обычно служило название «Заря», к которому добавлялся серийный номер.

Кабина капитана на теплоходе. /Фото: topast.ru

Кабина капитана на теплоходе. /Фото: topast.ru

«Заря» действительно получился универсальным - он мог пришвартоваться практически к любому пологому берегу, даже если тот не имел специально оборудованного причала. Кроме того, его плоское днище позволяло зайти на берег, чтобы высадить людей на песок, а не в воду, а затем вновь выйти на воду.

Эти способности судна сделали его по-настоящему революционным в речном судоходстве Советского Союза. До этого многие труднодоступные населенные пункты оставались без связи с внешним миром по воде, теперь же такая возможность появилась. Но и большие города на реках обзавелись глиссерами для прогулок его жителей и гостей.

Глиссеры стали пользоваться большой популярностью. /Фото: fleetphoto.ru

Глиссеры стали пользоваться большой популярностью. /Фото: fleetphoto.ru


Более тридцати лет «Зари» бороздили водные просторы СССР, но советская эпоха прошла, и в это же время начался закат глиссерной вехи в истории печного транспорта. Сегодня большинство теплоходов либо порезаны на металлолом, либо медленно ржавеют на корабельных кладбищах. Некоторые судна сейчас функционируют как прибрежные кафе, и лишь единицы, пройдя несколько этапов модернизации, до сих пор рассекают по водной глади.

Глиссирующие суда серии  «Заря» на кладбище кораблей в Белом море. /Фото: pikabu.ru

Глиссирующие суда серии «Заря» на кладбище кораблей в Белом море. /Фото: pikabu.ru


В дополнение к теме: Корабль на подводных крыльях «Вихрь»: главная инновация гражданского флота СССР

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:


1727
13.12.2019 10:44
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё