Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 2
+2
-1 0
Машины    



История одного из самых интересных отечественных самолетов «Молния-1» началась в начале 1990-х годов. Во многом уникальная крылатая машина должна была стать средством передвижения для новой категории некогда советских граждан. Однако, что-то в истории «Молнии» в условиях «лихих 90-х» пошло не так.


Цех сборки самолетов в Куйбышеве. 1941 год. |Фото: pastvu.com.

Цех сборки самолетов в Куйбышеве. 1941 год. |Фото: pastvu.com.


В общем, когда промышленность рухнувшей страны с неэффективной социалистической экономикой все еще не разворовали и не распродали на металлолом, она всеми силами пыталась «вписаться в рынок». А потому где-то вместо грузовиков начинали делать такие «высокотехнологичные» устройства, как чугунные сковородки… Потому что сковорода и туалетная бумага нужны всегда.

Молния оказалась никому не нужна. |Фото: авиару.рф.

Молния оказалась никому не нужна. |Фото: авиару.рф.


Но не все еще вчера советские инженеры были согласны с таким раскладом. И вот 18 декабря 1992 года в воздух поднялся «Молния-1» с двигателем М-14ПМ-1 с отдачей 360 лошадиных сил. Разработан этот чудной «малыш» был специалистами Самарского авиационного завода АО «Авиакор». До Великой Отечественной войны это был авиационный завод №18 в Воронеже. Кстати, именно на нем с 1939 года делались знаменитые штурмовики Ил-2. Так вот когда начала война, Воронежский №18 и Московский №295 были отправлены в эвакуацию в несколько мест. Одним из них и была Самара, где новое предприятие основали в 1941 году. В 1950-е годы здесь будут делать Ту-95, в 1960-е – Ту-142, в 1970-е знаменитые Ту-154.

А уже в 1990-е годы Самарский завод едва ли не развалили. Число сотрудников с 25 тысяч в 1999 году к 2000 рухнуло до 6.2 тысяч человек. Сейчас здесь работает 1 281 человек. Но может быть в России уже победил коммунизм, и на ОАО «Авиакор» всех заменили роботы? Ах, нет чистый убыток в 2017 году – 66 млрд рублей. Вот уж «эффективные собственники», куда там до этих менеджеров тупым большевикам, которые в условиях войны из 2 заводов сделали чуть ли не 4, которые ковали самолеты всю Вторую мировую и затем и холодную войну.

Один самолет недавно восстановили усилиями энтузиастов. ¦Фото: airwar.ru.

Один самолет недавно восстановили усилиями энтузиастов. ¦Фото: airwar.ru.


Ну, и в 1990-е Самарскому заводу нужно было как-то выживать. Страна дала явно понять, что самолеты отечественные ей не нужны. «Молния-1» была одной из попыток занять ниши в условиях нового рынка, начать делать самолеты для частных нужд состоятельных людей. Но состоятельных новых граждан «совдеповская» поделка не интересовала. Тогда «Молнию-1» попытались продать государству в качестве транспортного и патрульного самолета. И вроде как был даже заказ на первые 3 сотни. Однако, страна в те годы сыпалась.

Первую серию урезали аж до 20 самолетов, а сделали в итоге и того меньше – 4. Поначалу самолеты «Молния-1» таскали на всякие выставки, а потом и это дело забросили. Лишь недавно одна из разваливающихся машин была восстановлена усилиями благотворительного фонда «Легенды авиации». Стоит самолет на территории аэрокосмического центра прихода Храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском. Поговаривают, что местный батюшка - сам страшный любитель авиации. Может быть когда-то сам посещал советский кружок авиастроения. Вот интересно, есть ли такие кружки сегодня.

Небольшой такой был. ¦Фото: Twitter.

Небольшой такой был. ¦Фото: Twitter.


А вот интересное видео с нашего канала:



Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему у Ан-22 «Антей» и Ту-95 «Медведь» воздушные винты вращаются в разные стороны.


Обратите внимание:







8122
9.07.2022 19:40
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё