Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В 1958 году на Харьковском ХЗТМ создали новый вездеход. Первоначально машина носила рабочее название «Изделие 404С», однако в последствии получила красивое прозвище «Харьковчанка». Предназначался вездеход для транспортировки полярных экспедиций, жизни и работы экипажей в арктических условиях. Уникальная для своего времени разработка выпускалась в СССР на протяжении многих лет, однако в какой-то момент проект просто свернули. Что же пошло не так?


Вездеход Пингвин. |Фото: livejournal.com.

Вездеход Пингвин. |Фото: livejournal.com.


Советский Союз во многих смыслах возлагал на Арктический регион большие надежды. Было совершенно очевидно, что и Северный, и Южный полюсы планеты нужно исследовать. Однако, для этого ученым требуется специальная техника. Первой советской машиной, дошедшей до полюса, стал вездеход «Пингвин», созданный на Кировском заводе в 1957 году на базе БТР-50П. В свою очередь «Харьковчанке» предстояло устранить недостатки и развить успех советской полярной техники. В ХЗТМ за основу новой машины было решено взять плавающий танк ПТ-76.

Отличный был вездеход. |Фото: myskillsconnect.com.

Отличный был вездеход. |Фото: myskillsconnect.com.


По своей сути «Харьковчанка» — это передвижная полярная станция, настоящий дом на гусеницах. Большую часть внутреннего пространства вездехода занимает жилой модуль на 6 человек. Внутри было все необходимое для относительно комфортной жизни: спальная с двухэтажными кроватями, кухня, туалет, стол для приема пищи и работы. Внутри «Харьковчанки» было тесно. Однако, недостаток комфортабельности полностью компенсировался феноменальной дальностью хода машины – до 1 500 км и возможностью подвижной станции выдерживать температуру до -80 градусов по Цельсию.

Настоящий дом на гусеницах. |Фото: ВКонтакте.

Настоящий дом на гусеницах. |Фото: ВКонтакте.


Для советских полярников 35-тонная машина с габаритами 8.5х3.5 метра стала верным другом и товарищем! Площадь внутреннего пространства составляла 28 кв.м. Однако, и это еще не все. При необходимости «Харьковчанка» могла тащить за собой еще и прицеп массой до 70 тонн. Чаще всего вслед за вездеходом на специальных санях тянули цистерны, наполненные топливом. В движение вездеход приводился 520-сильным агрегатом, который позволял разгоняться на снегу до 15-20 км/ч. На шоссе «Харьковчанку» можно было разогнать до 30-35 км/ч. А единственным серьезным недостатком творения ХЗТМ стала слишком тесная кабина.

Производство похоронил распад СССР. ¦Фото: nskshops.ru.

Производство похоронил распад СССР. ¦Фото: nskshops.ru.


Штучно полярные вездеходы выпускались для Академии наук СССР вплоть до конца 1980-х. За это время появилось 2 поколения подвижных полярных станций. В годы перестройки началась работа над 3-им поколением, однако проект, как и сам выпуск уникальных машин похоронил распад Советского Союза. По слухам, ХЗТМ возвращался к производству в 1990-е и 2000-е годы. Однако, после 2008 ни одной новой «Харьковчанки» больше не сделали.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, как появился вездеход ЗиЛ-Э167, который прозвали «Бешеным лосем».


Обратите внимание:







2210
21.12.2023 19:10
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё