Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Беспилотные летательные аппараты отнюдь не являются чем-то новым и революционным для XXI века. Всерьез занялись разработкой военных БПЛА еще в конце 1980-х годов, а уже в следующее десятилетие потенциальная ценность подобного вооружения оценили и военные США, и других стран. При этом многим гражданам становится решительно не понятно, как штуковина, стоящая в одном ряду едва ли не с квадрокоптерами с AliExpress, умудряется обходить современные средства ПВО.


Никто не ждал успеха дронов. |Фото: Twitter.

Никто не ждал успеха дронов. |Фото: Twitter.


Успех современных военных беспилотников и в первую очередь дронов-камикадзе продиктован несколькими факторами. С момента появления военной авиации, каждая страна хотела иметь собственные ВВС. Уже к середине XX века самолеты, а потом и вертолеты стали по-настоящему грозным оружием. При идее о том, чтобы превратить боевой летательный аппрет в беспилотный была с самого начала. Первые попытки делать примитивные БПЛА относятся к Первой мировой войне. Однако, долгое время из-за незавидности технологий связи сделать беспилотник с хоть сколь-нибудь представительной дальностью полета долгое время не могли. Поэтому и о широком использовании БПЛА речи не шло.

Дешево и сердито. |Фото: trashbox.ru.

Дешево и сердито. |Фото: trashbox.ru.


Огромный импульс развитию беспилотных летательных аппаратов был придан во второй половине 1970-х годов, когда стали появляться спутниковые системы навигации. Американская Global Positioning System, принадлежащая Пентагону появилась в 1978 году, советская система «Циклон» появилась еще раньше в 1976 году. Тогда же началась и разработка отечественной ГЛОНАСС. На сегодняшний день в мире есть множество подобных систем, принадлежащих разным странам, в том числе Китаю, Франции, Японии, а также Иран, который сегодня запускает «исследовательские» и телекоммуникационные с собственного космодрома «Семнан». Благодаря развитию спутниковой навигации уже во второй половине 1980-х годов и начале 1990-х произошел бум в развитии военных БПЛА.

Почти все страны проморгали бум беспилотников. |Фото: spiegel.de.

Почти все страны проморгали бум беспилотников. |Фото: spiegel.de.


Конечно же, «бум» этот происходил только в государствах с развитым военно-промышленным комплексом, в первую очередь в США. Рухнувшему Советскому Союзе в то время было как-то не до беспилотников, зато после «Войны в заливе» в 1990-х БПЛА крепко заинтересовали уже упомянутый Иран и Китай. Если в США дроны в первую очередь виделись как малозаметные разведчики и средства поддержки, то на востоке, где не было собственной мощной авиационной промышленности, в дронах увидели промежуточное решение проблемы слабых ВВС (в сравнении с США). Беспилотник-камикадзе – это дешево и сердито.

ПВО всех стран в первую очередь делали против самолетов и ракет. |Фото: regnum.ru.

ПВО всех стран в первую очередь делали против самолетов и ракет. |Фото: regnum.ru.


По итогу получилось относительно дешевое средство войны и разведки. А самое главное, что большинство других стран, за исключением США, «проморгали вспышку». Это привело к тому, что на бум развития военных БПЛА не была выработана какая-то специальная контрмера. Большинство ракетных систем ПВО изначально проектировались для борьбы с самолетами, вертолётами и крылатыми ракетами. Дроны на этом фоне оказались в заведомо выигрышном положении. Будучи меньше и самолетов, и ракет они оказались почти невидимы для средств ПВО. Летают дроны далеко (до 2 тысяч км), но при этом низко, относительно тихо и при этом оставляют ничтожный след в инфракрасном и тепловом спектрах. Более-менее эффективно бороться с БПЛА могут сегодня только зенитно-ракетные комплексы. Однако, даже в этом случае нужен хорошо подготовленный экипаж. Также против БПЛА используют войска РЭБ, однако они в итоге оказались куда менее эффективны, чем предполагалось ранее.

ЗРК могут сбивать дроны, но сделать это не просто. ¦Фото: voinskaya-chast.ru.

ЗРК могут сбивать дроны, но сделать это не просто. ¦Фото: voinskaya-chast.ru.


По итогу, получилась ситуация, что пока большинство стран гналось за «полноценными» ВВС и было вынуждено поддерживать такие же «тяжелые» ПВО против ракет и самолетов, боевые дроны умудрились проскочить в пустовавшую тактическую нишу. Безусловно, у БПЛА есть свои недостатки и не стоит думать, что их вообще не сбивают. Однако, какой-либо специальной контрмеры в ПВО они пока удостоены не были. При этом по ряду причин обычные средства противовоздушной обороны, затачивавшие для стрельбы по «орлам» и «гусям», оказались малоэффективны против «воробьев». При этом если говорить отдельно о дронах-камикадзе, то они оказались неожиданно привлекательны еще и благодаря низкой цене. Даже запуск роя из 3-5 БПЛА-камикадзе ценой в 20 тысяч долларов против одной ЗРК оказывается намного рентабельнее, чем попытки ее уничтожения любым другим способом.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, зачем в эпоху дронов и ракет нужны старые пушечные зенитные орудия.


Обратите внимание:








1655
16.01.2023 21:04
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё