Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Машины    



Советский шнекоход ШН-67, 1967 год. | Фото: images2.popmeh.ru.

Советский шнекоход ШН-67, 1967 год. | Фото: images2.popmeh.ru.


На Земле осталось еще много укромных уголков, куда не проник человек на машине. Там вязнут в болоте самые крутые колесные вездеходы, а танки садятся «на брюхо». Но есть такой транспорт, который может пробраться где угодно. О самых известных шнекоходах и как их применяли в СССР – далее в обзоре.

1. Шнекоход Якоба Мората



Шнекоход Якоба Мората. | Фото: en.wikipedia.org.

Шнекоход Якоба Мората. | Фото: en.wikipedia.org.


Машину, позже названную шнекоходом, первым запатентовал американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Она двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Ее винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей. Машина Мората так и осталась на бумаге, но за ней последовали новые конструкции. Так, в России в 1900 году патент на «шнековые сани» выдали изобретателю Ф. Дергинту. В ближайшие годы шнекоходы собирались единичными экземплярами.

2. Fordson «Snow Devil»



Fordson-шнекоход 1926 года выпуска.| Фото: upload.wikimedia.org.

Fordson-шнекоход 1926 года выпуска.| Фото: upload.wikimedia.org.


В 1920-е годы в Америке начался выпуск первой серийной модели шнекоходов. Машина, прозванная «Снежный дьявол», представляет собой трактор Fordson, у которого вместо колес установлены винты-шнеки. Трактор, оборудованный новым движителем, легко ездит по снегу, грязи, болоту. Он может тянуть до тонны груза со скоростью 20 км/ч.



Как и все шнекоходы, Fordson Snow Devil имеет ряд недостатков. Во-первых, машина практически бессильна на твердом покрытии типа асфальта. А при движении по земле вращающийся винт соскребает верхний слой почвы.

3. Schraubenantrieb Schneemaschine



Шнекоход Йоханнеса Редела.

Шнекоход Йоханнеса Редела.


В годы Второй мировой войны военные многих стран обратили внимание на уникальную проходимость шнекоходов. Немецкий офицер Йоханнес Редел (Johannes Raedel) прославился и даже попал в газеты, когда из обычного трактора сделал вездеход оригинальной конструкции. Ветеран боев на Восточном фронте, Редел решил создать машину, которая могла справится с трудными условиями российской зимы. В начале 1944 года он успешно испытал Schraubenantrieb Schneemaschine («винтовой снегомобиль») в горах Тироля, но к тому времени в Германии уже было не до проектов такого рода.

4. DAF Amphirol



Испытания шнекохода-амфибии DAF Amphirol. | Фото: carstyling.ru.

Испытания шнекохода-амфибии DAF Amphirol. | Фото: carstyling.ru.

DAF Amphirol на дне канала. | Фото: carstyling.ru.

DAF Amphirol на дне канала. | Фото: carstyling.ru.


В 1960-е годы голландец Джозеф Жан де Баккер (Joseph Jean de Bakker) разработал и построил свой шнекоход. Машина приводилась от двух двигателей DAF по 750 куб. сантиметров каждый, соединенных с винтами через клиноременной вариатор. В 1966 году шнекоход DAF Amfirol продемонстрировал максимальную скорость 35 км/ч, а еще мог плавать. В наши дни модернизированный вариант машины выпускает фирма VISона. Изделие предназначается для создания искусственных котлованов и водоемов.

5. ЗиЛ-4904



Единственный сохранившийся ЗиЛ-4904 в Государственном Военно-техническом музее в Черноголовке. | Фото: gvtm.ru.

Единственный сохранившийся ЗиЛ-4904 в Государственном Военно-техническом музее в Черноголовке. | Фото: gvtm.ru.


В 1972 году в Советском Союзе был построен самый большой (на то момент) шнекоход в мире. Длина ЗиЛ-4904 (ПЭУ-3) 8,5 метров, ширина и высота более 3 метров, а клиренс – более 1 метра. Масса машины – 7 тонн, несмотря на применение легких сплавов для шнеков и стеклопластиковой кабины.

Для перемещения шнекохода ЗиЛ-4904 разработали специальный прицеп. | Фото: nlonews.ru.

Для перемещения шнекохода ЗиЛ-4904 разработали специальный прицеп. | Фото: nlonews.ru.


Шнекоход грузоподъемностью 2,5 тонны оснащалась двумя V-образными 8-цилиндровыми двигателями ЗиЛ-375 по 180 л.с. каждый.

ЗиЛ-4904 продемонстрировал потрясающую проходимость, но небольшую скорость: на болоте – до 7,3 км/ч, а на воде и снегу – до 10 км/ч.



Конструкторы ЗиЛ-4904 считали, что машина будет полезной для геологов, нефтяников, спасателям. Но применение столь специфическая техника так и не нашла. Несколько построенных экземпляров остались никому не нужны. Единственный уцелевший экземпляр можно увидеть в Государственном Военно-техническом музее в Черноголовке (Подмосковье).

6. ЗиЛ-2906



Шнекоход ЗиЛ-2906. | Фото: avtoinetolko.ru.

Шнекоход ЗиЛ-2906. | Фото: avtoinetolko.ru.


Благодаря большим неисследованным пространствам СССР отечественные инженеры считали перспективным создание шнекоходов. Машины такого класса легко преодолевают снег и болота. А использование пустотелых винтов-шнеков позволяет сделать из транспорта амфибию.

Из колесного транспорта ЗиЛ-4906 выгружают шнековый снегоболотоход ЗиЛ-29061. | Фото: trucklist.ru.

Из колесного транспорта ЗиЛ-4906 выгружают шнековый снегоболотоход ЗиЛ-29061. | Фото: trucklist.ru.


Исходя из таких предпосылок, был разработан ЗиЛ-2906. Машина стала частью комплекса «Синяя птица», в задачу которого входит поиск и эвакуация приземлившихся космонавтов. Заказчики из КБ Королева планировали, чтобы к месту приземления космического аппарата подъезжал колесный вездеход. Если падение произошло в недоступном для него месте, лишь тогда спускали шнекоход, который преодолевал любую трясину.



На ЗиЛ-4906 стоит два двигателя ВАЗ-2103, каждый из которых приводит в действие свой шнек. Для достижения минимального веса корпус и винты сделаны из алюминиевого сплава, а кабина – из стеклопластика.

Максимальная скорость на воде и по болоту – до 12 км/ч, на снегу – до 25 км/ч.

Шнекоход ЗиЛ-2906 задействовался в советской космической программе. | Фото: drive2.ru.

Шнекоход ЗиЛ-2906 задействовался в советской космической программе. | Фото: drive2.ru.


Для управление машиной достаточно экипажа из двух человек.

С 1979 по 1991 годы выпустили серию из 20 поисково-спасательных комплексов «Синяя птица», которые до сих пор стоят на «космическом дежурстве» по эвакуации приземлившихся космонавтов.



7. Residue Solutions MudMaster



Австралийский шнекоход MudMaster. | Фото: keskustelu.mvlehti.net.

Австралийский шнекоход MudMaster. | Фото: keskustelu.mvlehti.net.


Из-за специфики применения шнекоходов, в наши дни лишь одно предприятие продолжает их серийный выпуск. Австралийская фирма Residue Solutions с 2002 года продает несколько десятков машин ежегодно. Это профессиональная техника, используемая для ирригации, в сельском хозяйстве, для работ на мангровых болотах и в прибрежной зоне. Специфику работы хорошо отражает название машины MudMaster («Специалист по грязи»).

8-метроваяустановка весит 18,5 тонн и приводится 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins. По заказу на нее устанавливают разное оборудование по мелиорации, краны и т.п. Индивидуальная сборка каждой машины занимает до 4,5 месяцев.



Все рассмотренные шнекоходы продемонстрировали высочайшую проходимость, но малую скорость. Поэтому для дальних путешествий по снегу больше подходят другие машины, такие как «Бурлак» - уникальный российский вездеход для путешествий к Северному полюсу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:


24295
13.07.2017 11:03
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё