В советские годы много времени и сил уделяли созданию самого разного транспорта. Оно и неудивительно, ведь при такой огромной территории парой способов передвижения точно не обойдёшься. Вот только далеко не все идеи были реализованы и стали достоянием общественности, несмотря на то, что были очень необычными и даже прорывными. Вашему вниманию «пятёрка» неординарных транспортных концептов советской эпохи, которые не получили билет в жизнь.
1. В‑12
Самые крупный в мире самолёт. /Фото: topwar.ru
В эпоху гонки вооружений обе сверхдержавы вечно пытались создать не только эффективные, но и большие машины, чтобы установить очередной рекорд. Одним из таких стал вертолёт В‑12, упоминаемый иногда под индексом Ми‑12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в истории авиации. Работали над ним почти десять лет, а создавали для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет.
Уже на стадии разработки стало понятно, что такой концепт очень сложный и дорогостоящий для реализации, поэтому его постоянно пытались упростить и удешевить. Но воплотить в жизнь машину всё-таки смогли, причём сразу в двух экземплярах. Впервые В‑12 поднялся в воздух 10 июля 1968 года, а месяц спустя установил мировой рекорд по грузоподъёмности для машин своего типа. Вот только смысла в этих потугах уже не было - слишком долго его создавали, поэтому стало ясно, что на колёсах ракеты возить банально удобнее. В итоге проект закрыли, но и рекорд В-12 пока что так никто и не побил.
2. «Скоростной вагон‑лаборатория»
Поезд, который быстро ехал, но слишком много кушал топлива. /Фото: lifehacker.ru
Попытки создать более быстрый поезд, чем существует сейчас, производились десятилетиями, да и сейчас процесс не останавливается. Однако советские инженеры на этом поприще экспериментировали в самых разных направлениях. Например, пытались разработать состав, обладающий способностью к магнитной левитации.
Итогом таких экспериментов стало оснащение привычного для рельсов СССР локомотива ЭР22 реактивными двигателями от самолёта Як‑40. Концепт получил рабочее название «Скоростной вагон‑лаборатория», а на испытаниях сумел разогнаться до очень приличных для семидесятых годов прошлого века 250 км/час. Правда, на этом история поезда и закончилась - оказалось, что на него уходит слишком много авиационного керосина, поэтому опытный образец попросту бросили, а работы остановили.
3. ЗиЛ‑4904
Вездеход, который мог передвигаться по всему, кроме нормальной дороги. /Фото: stena.ee
На просторах советского государства было огромное количество труднопроходимых участков, и советским инженерам нужно было с этим что-то делать. Среди множества проектов, призванных решить эту проблему, оказался и концепт шнекохода — транспорта, который передвигается за счёт огромных винтовых валов, похожих на монструозные свёрла.
В отличие от аналогичного американского проекта, который вообще остался только на бумаге, советский проект всё-таки выстроили «в железе», мечтая найти альтернативу традиционному колёсу и гусеницам. Именно так появился «ЗиЛ‑4904», способный передвигаться по снегу, не утопиться в болоте и плавать по воде. Единственная его проблема заключалась в невозможности ездить по нормальной, асфальтированной, да и просто твёрдой дороге, поэтому после нескольких попыток внедрить его в арктическом климате, все экземпляры шнекохода сняли с эксплуатации.
4. А‑40
Самый нетривиальный апгрейд танка. /Фото: derelik.club
Гибриды, то есть такие машины, которые могли бы преодолевать самые разные пространства, во второй трети XX века пытались создать во многих странах. Но лишь в СССР концепт всё-таки был реализован - речь идёт о проекте танка А‑40, который задумали научить летать.
В итоге взяли модель Т‑60 и прикрепили к ней планер, чтобы потом эту конструкцию можно было присоединить к тяжёлому бомбардировщику «Туполев ТБ‑3» в качестве буксира. Концепт, названный «авиационным поездом» должен был облегчить десантирование техники, однако проваленные испытания быстро спустили с небес не землю и разработчиков, и сам А-40. В результате проект был закрыт, а от необычной задумки осталось лишь пару фотографий.
5. «Огненный ёж»
Пожалуй, самое странное вооружение для самолёта в СССР. /Фото: sfw.so
Под столь необычным названием кроется концепт военного самолёта с нестандартным вооружением, который придумали в разгар Великой отечественной войны. Тогда советским инженерам была дана задача разработать оружие для штурмовых самолётов, способное как можно более успешно уничтожать немецкую пехоту. Результатом их фантазии и стал Ту‑2Ш «Огненный ёж».
Фишка его вооружения состояла в том, что в бомболюке самолёта расположили 88 пистолетов‑пулемётов Шпагина, которые приспособили к одновременному огню. Работать «Огненный ёж» должен был на бреющем полёте, а выпускать по противнику за минуту почти 73 тысячи пуль. Правда, эксплуатация этого концепта оказалась слишком сложной, поэтому его довольно быстро признали неэффективным. А на войну он и вовсе опоздал - его выпустили в небо через полгода после окончания Второй мировой.
Хочешь узнать больше о попытках создать идеальный советский вездеход? Тогда читай: 7 интересных, но не реализованных проектов советской внедорожной техники