Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Подлодка К-222 – это единственная субмарина, построенная по проекту 661 «Анчар». Во многом уникальной субмарине по сей день принадлежит несколько рекордов. Поговаривают, что в свое время она заставила изрядно понервничать командование американского флота. Что же такого интересного в этом подводном атомном судне и за что советские моряки прозвали 222-ую не иначе как «Золотая рыбка»?


Это была уникальная подлодка. |Фото: livemaster.ru.

Это была уникальная подлодка. |Фото: livemaster.ru.


Проект подводных лодок 661 «Анчар» появился благодаря постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от декабря 1959 года о создании новой подводной лодки и новых энергетических установок для субмарин. Работа над проектом велась в стенах ЦКБ-16. Перед конструкторами была поставлена задача создать не просто новую субмарину, подлодка должна была отвечать нескольким важным требованиям: высокая скорость, лучшая малошумность и, пожалуй, самое главное – возможность осуществлять пуски крылатых ракет из подводного положения.

Первая в своем роде. |Фото: submarinersclub.ru.

Первая в своем роде. |Фото: submarinersclub.ru.


Первоначально руководителем проекта был назначен Н. Н. Исанин, однако в последствии его сменил Н. Ф. Шульженко. Также конструкторскому коллективу было запрещено использовать в новинке уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Благодаря этому удалось добиться высокой инновационности и уникальности субмарины К-222. В частности, новаторской была двухкорпусная схема подводной лодки. Необычным для 1960-х годов стал и выбор материала для корпусных конструкций. Советская подлодка К-222 стала первой в истории субмариной, корпус которой был выполнен из титана. Именно это обусловило огромную цену корабля проекта 661 «Анчар», за что К-222 в последствии получила от инженеров и моряков прозвище «Золота рыбка».

Одна из главных особенностей - корпус из титана. |Фото: hmn.wiki.

Одна из главных особенностей - корпус из титана. |Фото: hmn.wiki.


Вступила в строй подводная лодка в 1969 году. Тогда же начались и первые скоростные испытания. Так, при мощности реакторов 80% К-22 удалось достичь скорости в 42 узла в подводном положении. Это было на 4 узла больше, чем предполагалось спецификацией субмарины. В 1970 году были проведены испытания на мерной миле, где субмарине удалось достичь скорости в 44.7 узла (более 82 км/ч) в подводном положении. Данный показатель является мировым рекордом по сей день. Правда, на скоростях выше 35 узлов значительно усиливалась шумность подлодки, поэтому во время дежурства ходить на такой скорости было запрещено из-за увеличивающегося риска обнаружения.

За Саратогой К-222 действительно ходила, но исключительно скрытно. |Фото: wikipedia.org.

За Саратогой К-222 действительно ходила, но исключительно скрытно. |Фото: wikipedia.org.


Когда именно американцы узнали о подложке К-222 проекта 661, сказать сложно. Сегодня по интернету ходит «легенда» о том, что в 1971 году новейшая субмарина смогла обогнать американский ударный авианосец USS Saratoga (CV-60). Зачастую данная история подается так, что обнаружение «неизвестного» скороходного подводного объекта заставило все американское флотское руководство биться в приступе «бессильной ярости»! Но найти этому факту какие-либо убедительные подтверждения так и не удалось. Преследование USS Saratoga подлодкой К-222 в 1971 году действительно имело место…

В 1990-е годы подлодку списали и утилизировали. ¦Фото: atomic-energy.ru.

В 1990-е годы подлодку списали и утилизировали. ¦Фото: atomic-energy.ru.


Однако, по всей видимости советские подводники шли за авианосцем «хвостиком» на скоростях до тех самых 35 узлов дабы себя не выдать. Если верить встречающимся в сети воспоминаниям ветеранов тех событий, то «Саратогу» они обогнали лишь тогда, когда авианосец сбросил скорость до 28 узлов, и по всей видимости в тот раз американцы так и не узнали, что под водой за ними идет советская субмарина. Чему из этого верить – пускай, решает каждый сам. Однако, версия с сохранением незаметности на боевом дежурстве звучит как-то правдоподобнее, нежели рассказы о бессмысленном «ковбойском» поведении советских моряков и флотского руководства.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, как как в 1963 году американцы умудрились утопить новенькую подводную лодку в первый же день службы.


Обратите внимание:







11776
19.05.2023 15:44
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё