Синхроптер является одной из самых необычных летающих машин. Этот маленький вертолет редко можно встретить в обыденной жизни. Если он такой неприметный, то зачем его создали?
Данный вертолет один из самых малочисленных и необычных представителей в этой сфере. Синхроптер также имеет название синхрокоптера. Эта летающая машина обладает поперечной системой. Винты, выполняющие несущую функцию, в синхроптере находятся в перекрестном порядке и имеют огромное перекрытие между собой.
Такая конструкция была изобретена в Германии Антоном Флеттнером. Идея создания необычной летающей машины пришла к нему в середине XX века. Реализован проект синхроптера был в вертолете под названием Fl 265.
Так выглядел первый немецкий синхроптер / Фото: alternathistory.ru
В 1939 году получилось организовать первый вылет. После успешных тестов Fl 265, похожих моделей выпустили еще шесть штук. Спустя два года появляется наследник Fl 282. Он уже совершает свой первый полет в 1941 году. Данная модель впечатлила инженеров намного больше и таких экземпляров изготовили 24 штуки.
Появившиеся синхроптеры оказали влияние на развитие вертолетной индустрии в США. Ведь в 1945 году Чарльз Каман, занимающий высокопоставленный пост главы Kaman Aircraft, решается на создание синхроптера под названием Kaman K-125. Впоследствии эта фирма США станет монополистом в производстве необычных синхроптеров. Их разработка была поставлена на серийный поток.
Немецкие инженеры стоят у Fl 265 / Фото: integral-russia.ru
Вертолеты, которые выполнены по проекту синхроптера, имеют втулки винтов, выполненных на слишком малом расстоянии. Установленные винты на таком аппарате выполняют вращение в направлениях, которые противоположны друг другу. При этом оси валов находятся прямо под большим углом. Тут же установлена жёсткая связь между валами, которая позволяет синхронно вращаться винтам. Такая установка гарантирует, что лопасти в полете не столкнуться. Отмечается также, что эта схема размещения позволяет проще управлять минивертолетом и не тратить много горючего во время полета.
Флеттнер активно работал над немецкими аппаратами и в процессе сделал два винта, которые не пересекаются друг с другом. Такие винты он установил на Fl 265. Эта схема расположения винтов станет в послевоенные годы основной. В 1938 году создается новый Fl 265, который был одноместным. На этот синхроптер установили двигатель, его мощность достигала огромных 119 кВт.
Двухместный синхроптер Fl 282 / Фото: alternathistory.ru
Первый полет выполнили в 1939 году. После следующих испытаний один из синхроптеров попал в сложную ситуацию по причине того, что между собой переплелись винты. Но уже следующий вертолет модели Fl 265-V2 стал широко тестироваться в реальных условиях. Испытания проходили на морских кораблях, где синхроптер взлетал прямо с палубы. После таких тестов был потерян еще один минивертолет. Но машина все равно была признана годной для разведывательных задач и борьбы против лодок противника. Отмечалось, что такой вертолет мог помогать в установке перекидных мостиков через речные преграды.
Синхроптер показал себя с хорошей стороны, но его уязвимость в реальных условиях была проблемой. В Германии провели тестирование между моделью Fl 265 и истребителем Bf.109E. Военный самолет в течении 20-ти минут старался поразить минивертолет с пулемета, но не смог этого сделать. Благодаря своей высокой маневренности Fl 265 сдержал атаку. Его хотели запустить в массовое производство, но к этому времени подоспела уже модель Fl 282, которая имела два места в кабине. Все внимание было перекинуто на нее.
Пилоты пытаются запустить «Колибри» / Фото: axis-and-allies-paintworks.com
Данная модель задумывалась как двухместная машина, где располагались пилот и пассажир. Это позволяло увеличить полезность минивертолета при выполнении разведывательных задач. Место наблюдателя было прямо под стойками винтов. Такое положение увеличивало обзорность. Разработали проект «Колибри» к 1940 году и в нем Флеттнер отметил, что двигатель должен находиться в средней части аппарата. Это уже позволяло увеличить обзор самому летчику.
Новая «Колибри» была более совершенной машиной. Модель сумела пройти многочисленные испытания и показать себя хорошо. Ганс Фуйстинг, являющийся профессиональным летчиком-испытателем сумел подготовить около пятидесяти таких же пилотов, но на синхроптер. Один из таких летчиков трагически погиб, когда выполнял сложный полет в условиях облачности. Одной из причин инцидента назвали то, что была превышена скорость пикирования. У Fl 265 она составляла 175 километров в час.
Испытания синхроптера на корабле / Фото: topwar.ru
Новая модель имела возможность выполнять сложные маневры в полете. Если пилот набирал скорость около 60 км/ч, он мог бросить управление и поставить автоматическое движение. Если скорость была меньше, то минивертолет подвергался воздействию порывов ветра. «Колибри» могла около 400 часов пролетать без замены запчастей.
Есть и современные модели синхроптеров, к таким можно отнести К-max. Данные модели производятся как для пилотов, так и в беспилотном варианте. В основном такие аппараты сейчас стараются использовать в качестве машины по разборке сложных завалов. Некоторые компании применяют их при тушении пожаров.
Так выглядит современный синхроптер / Фото: warfiles.ru
Современный синхроптер может развивать скорость до 185 км/ч и передвигаться на расстояние равное 500 км. Сейчас такие аппараты активно производят в США и они предназначаются для совершения грузоперевозок.
На Novate.ru также есть интересный материал про самые быстрые военные вертолеты.