Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Период холодной войны и гонки вооружений не был бесполезным для Советского Союза. За это время было разработано множество интересных технологий, в том числе и в авиационно-ракетной области. Даже неудачные проекты принесли большую пользу. К примеру, благодаря крылатой ракете «Буря» было открыто сразу несколько направлений в научно-технической деятельности, хоть сам проект и оказался откровенно провальным.


Принципиально новый носитель

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря»./ Фото: ru.djvu.online

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря»./ Фото: ru.djvu.online


Середина-конец 1950-х годов ознаменовалась стремительным развитием авиации и систем противовоздушной обороны, что не могло не повлиять на состояние ядерного щита Советского Союза: он ощутимо зашатался. Единственным способом доставки смертоносного груза на территорию потенциального врага оставались стратегические бомбардировщики, но с появлением новейших систем ПВО её успех оказался под большой угрозой. Поэтому советскому командованию понадобился новый носитель, способный превзойти показатели бомбардировщиков и миновать практически любую систему противовоздушной обороны. Обычному самолёту подобное было не под силу, и перед ОКБ-301, где на тот момент командовал Королёв, поставили новую задачу.

Схематичное изображение./ Фото: cyclowiki.org

Схематичное изображение./ Фото: cyclowiki.org


Конструкторы должны были разработать совершенно новую систему доставки, в том числе и для ядерных зарядов, которая должна была обладать большой скоростью, приличной грузоподъёмностью и способностью подниматься на очень большую высоту, где не могли работать зенитно-ракетные комплексы. Как таковой, технологии крылатых ракет в то время не существовало, впрочем, как и баллистических ракет, а реактивные самолёты по своим кондициям явно не дотягивали до нужного уровня. Впрочем, благодаря инженерной смекалке выход нашли достаточно быстро: построить нечто среднее между самолётом и ракетой. Проект этот получил название «Буря».

Гибридная идея

Крылатая ракета «Буря» фактически была глубоко модифицированным самолётом./ Фото: yaplakal.com

Крылатая ракета «Буря» фактически была глубоко модифицированным самолётом./ Фото: yaplakal.com


На тот момент в Советском Союзе не существовало даже концепции крылатых ракет, поэтому в ОКБ-301 родилась очень оригинальная идея – приспособить в качестве носителя переделанный самолёт. Правда, конструкцию его радикально изменили, чтобы добиться нужных показателей, причём настолько, что от самолёта осталась только оболочка – фюзеляж и крылья, а всё остальное было на тот момент новейшей разработкой, построенной на целом ворохе инновационных технических решений.

Ракету изменяли множество раз./ Фото: gunsfriend.ru

Ракету изменяли множество раз./ Фото: gunsfriend.ru


Идея же заключалась в том, чтобы в носитель самолётного типа, то есть имевший такую же аэродинамическую конструкцию, вместить мощную боевую часть и заставить лететь с огромной скоростью и на большое расстояние. Так можно было решить две главные проблемы, доставив ядерный заряд на территорию противника и избежав при этом поражения средствами ПВО, которым просто не хватило бы скорости для поражения быстролетящей цели. Правда, технологий для этого пока что не существовало, но идея оказалась настолько заманчивой, что это никого не остановило. Конструкторскому бюро выделили очень щедрое финансирование, а его сотрудники принялись за работу.

Самолёто-ракета

«Буря» должна была развить скорость в три Маха./ Фото: glav.su

«Буря» должна была развить скорость в три Маха./ Фото: glav.su


Именно так следовало бы назвать межконтинентальную крылатую ракету (МРК) «Буря», как нарекли очень странную конструкцию. В качестве основы для неё изготовили планер самолётного типа, именно в нём планировалось разместить маршевый двигатель, который должен был доставить боевую часть особой мощности на другой континент. А в качестве двигательной установки собирались использовать прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Его уникальная конструкция позволяла разгоняться до неимоверных скоростей, превышающих три Маха (три скорости звука), что на тот момент было настоящей сказкой.

Большая часть запусков «Бури» была неудачной./ Фото: rbth.com

Большая часть запусков «Бури» была неудачной./ Фото: rbth.com


Конечно, у прямоточного двигателя был один существенный недостаток – на нём нельзя было запустить ракету в воздух. ПВРД работает на воздухе, который попадает внутрь во время движения ракеты, и если скорость оказывается слишком маленькой, двигатель ПВРД даже не запустится. Ракету следовало для начала поднять в воздух на рабочую высоту, разогнать до нужной скорости, а потом уже включать маршевый двигатель. Для этого и понадобилась первая ступень – два ракетных ускорителя, а непосредственно крылатая ракета (как бы самолёт) была первой ступенью. По замыслу конструкторов, взлетать в небо всё это должно было при помощи первой ступени, а как только «Буря» достигнет высоты 17,5 тысячи метров и рабочей скорости, то должен был включиться маршевый двигатель и произойти отстрел первой ступени.

Лишь под конец удалось подтвердить правильность идеи./ Фото: topwar.ru

Лишь под конец удалось подтвердить правильность идеи./ Фото: topwar.ru


Первая ступень состояла из двух ракет с собственным двигателем. В каждой из них хранилось 6300 килограмм жидкого топлива и более чем в три раза больше окислителя. Непосредственно двигатели для них разработали в ОКБ-1 под началом Исаева. То, что называлось второй ступенью, за исключением передней центральной части, и было мощнейшим прямоточным двигателем. Он размещался в фюзеляже, а помимо него там была установлена аппаратура контроля за его работой и, самое главное, система навигации.

Во время разработки для ракеты впервые использовали титановый сплав./ Фото: liveinternet.ru

Во время разработки для ракеты впервые использовали титановый сплав./ Фото: liveinternet.ru


Последняя была разработана сотрудниками конструкторского бюро и ориентировалась на звёзды, учитывая разнообразные помехи. В передней части крылатой ракеты находился воздухозаборник двигателя, а в его центре – ядерная боевая часть. Она не имела собственного двигателя, а ракету не планировалось направлять к земле по достижению цели, поскольку управление прямоточным двигателем было крайне сложным. Боеголовка должна была отделиться и падать уже самостоятельно. Конечно, погрешность была велика, около 10 километров.

Результаты

На основе полученных технологий потом создали гиперзвуковое оружие./ Фото: mirtesen.ru

На основе полученных технологий потом создали гиперзвуковое оружие./ Фото: mirtesen.ru


Испытания «Бури» начались в начале осени 1957 года, и удачными их назвать было нельзя. Из-за большой сложности и использования многочисленных новых технологий первые попытки были очень неудачными. К середине 1958 года удалось добиться хоть каких-то результатов, и в июне был произведён запуск, признанный хоть сколько-нибудь удачным. Лишь в начале 1959 года был достигнут успех, а ракета преодолела большое расстояние.

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» до сих пор остаётся уникальной./ Фото: livejournal.com

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» до сих пор остаётся уникальной./ Фото: livejournal.com


Как бы там ни было, но развить успех не удалось, несмотря на полученные результаты. Конструкторам удалось добиться стабильности полёта, ракета легко преодолевала более 6 тысяч километров и достигала при этом скорости 3,2 Маха. К тому времени была завершена работа над баллистической межконтинентальной ракетой, и по своим параметрам она намного превышала возможности крылатой. К тому же её можно было легко модернизировать и совершенствовать. В итоге межконтинентальную крылатую ракету «Буря» признали тупиковой ветвью и забросили, но полученные в ходе её технологии и материалы активно использовали в дальнейших разработках.

На текущий момент гиперзвуковое оружие является одним из самых перспективных направлений, и Россия здесь минимум на пять лет здесь опережает другие страны.


Обратите внимание:







4534
14.12.2023 09:33
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё