Общество RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    



В бухте с теплым названием Южная, которая расположилась в Севастополе, стоят два ничем не выделяющиеся корабля, у которых и названий нет, кроме обозначения, состоящего из букв и цифр. Это суда проекта 130 СР-541 и СР-939, так называемые корабли размагничивания. Кому и для чего они понадобились и какой принцип их действия? История их возникновения началась десятки лет назад.


1. С чего все началось



Необходимость в судах размагничивания возникла во времена ВОВ / Фото: forums.airbase.ru

Необходимость в судах размагничивания возникла во времена ВОВ / Фото: forums.airbase.ru


Необходимость в этих нестандартных и необычных судах возникла во времена ВОВ. Тогда немцы задействовали новые бесконтактные мины, которые расположили практически на всех главных морских направлениях и вблизи военно-морских советских баз.

Бесконтактная магнитная мина взрывалась под воздействием магнитного поля корабля/ Фото: sail-friend.ru

Бесконтактная магнитная мина взрывалась под воздействием магнитного поля корабля/ Фото: sail-friend.ru


Чтобы эту мину подорвать, физически на нее воздействовать необходимости нет. То есть соприкосновение с корабельным корпусом не требуется, достаточно того, чтобы этот корабль просто проходил мимо мины. Детонация взрывателя происходит за счет того, что его магнитное поле оказывает на нее воздействие. Принцип действия сходен с механизмом компаса. Там отклонение стрелки происходит каждый раз, если вблизи находится предмет, сделанный из металла. В ситуации с бесконтактными минами роль стрелки отводился ее взрывателю, а металла – кораблю.

Советские инженеры пришли к выводу, что суда необходимо размагничивать / Фото: stepan-ivan.ru

Советские инженеры пришли к выводу, что суда необходимо размагничивать / Фото: stepan-ivan.ru


Естественно, военные Советского Союза поняли, насколько серьезна эта угроза и начали действовать. В срочном порядке была собрана команда из опытных инженеров, на которых и возложили задачу найти решение нейтрализации этой угрозы. Решение не заставило себя ждать. Советские специалисты пришли к выводу, что суда необходимо размагничивать. Базируется данное явление на принципе ферромагнетизма.

2. В чем заключался механизм работы


Принцип действия магнитной мины / Фото: wiki.wargaming.net

Принцип действия магнитной мины / Фото: wiki.wargaming.net


В каждом корабле, который сооружен из металла, с течением времени появляется так называемое остаточное намагничивание. Возникает оно в связи с ударами, вибрацией, магнитным полем самой планеты и так далее. Данную величину и нужно было убрать при помощи размагничивания. Осуществить это можно двумя способами. Первый заключается в применении обмоточного размагничивания, а второй – безобмоточного.

Остаточное намагничивание можно убрать с помощью размагничивания / Фото: infourok.ru

Остаточное намагничивание можно убрать с помощью размагничивания / Фото: infourok.ru


В случае с первым способом на корабль устанавливают кабельные специальные обмотки, в которых формируют магнитное поле. Именно оно компенсирует непосредственно корабельное магнитное поле. Что касается второго способа, то здесь судно подвергается воздействию магнитного поля извне. Для этого используются или подвижные, или стационарные станции. В качестве таких подвижных размагничивающих станций и выступали суда, которые упоминались выше.

3. Техническая сторона вопроса



С технической точки зрения, процедура размагничивания не очень сложная / Фото: etoretro.ru

С технической точки зрения, процедура размагничивания не очень сложная / Фото: etoretro.ru


Процедура с технической точки зрения несложная. Гибкий, достаточно толстый кабель подвешивался по периметру судна. По нему пускали ток и в это время корабельные борта намагничивались, а по факту размагничивались. Этот кабель постепенно передвигался полностью вдоль бортов. Это было необходимо для равномерного намагничивания корабля.

Кстати, этот способ в итоге стал довольно результативным даже для подлодок, хотя и у него был недостаток, и достаточно существенный. Защита обеспечивалась исключительно на геомагнитном участке, где и проходила процедура размагничивания. Все мы знаем, что магнитное поле нашей планеты – величина непостоянная. Соответственно, в плаваниях на дальние расстояния такая защита была неэффективна, а значит бесполезна. Также результат зависел и от того, как и насколько корабль был намагничен до этого. Поэтому простота во всем этом процессе – понятие относительное.

Самый первый корабль размагничивания серии 130 был спущен на воду в 1984 году / Фото: kchf.ru

Самый первый корабль размагничивания серии 130 был спущен на воду в 1984 году / Фото: kchf.ru


Строительством кораблей размагничивания серии 130 занимались кораблестроители Польской Республики, а разрабатывались они в Гданске на Северной верфи в 1982 г. Задача была поставлена ВМФ СССР. В 1984 г. на воду спустили первое судно этого типа. В 1985 г. был спущен корабль СР-541, а в 1988 г. – СР-939. В общей сложности построили восемнадцать кораблей размагничивания.

В продолжение темы читайте, почему немецкая самоходная гусеничная мина «Голиаф» оказалась малоэффективной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





4308
13.02.2021 18:29
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё