Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Разное    



Советские конструкторы многое пытались создать первыми на планете, и в ряде случаев им это действительно удавалось. Ярким примером такого успеха стала разработка и реализация идеи реактивного гидросамолёта. Вот только в реальности с этим концептом всё оказалось не так-то и просто: первый в истории лайнер вообще не добрался до серийного производства, но и остальные попытки не дали СССР действительно оказаться впереди планеты всей.

Новаторство, которому не дали билет в жизнь. /Фото: maximonline.ru

Новаторство, которому не дали билет в жизнь. /Фото: maximonline.ru


История разработки этого концепта началась в послевоенные годы, когда стало очевидно, что именно за реактивной авиацией было будущее. Так что советские власти быстро наладили производство соответствующих двигателей под индексами РД-45 и ВК-1. Правда, они оказались фактической копией с турбореактивных английских моторов, но СССР эта проблема с лицензией на пути к покорению реактивной авиации не остановила.

Турбореактивный двигатель РД-45. /Фото: russianplanes.net

Турбореактивный двигатель РД-45. /Фото: russianplanes.net


Интересный факт: существует легенда, что один из директоров компании Роллс-Ройс, которая создала тот самый оригинальный двигатель, хотел подать на СССР в суд за нелицензионное использование их разработки. Однако в реальности всё было честно - стороны провели переговоры, и советские власти официально купили для своих самолётов 50 моторов, на основе которых создали двигатель, который сами англичане не признали точной копией своего, так что никакой судебной тяжбы не случилось.

Чертёж первой попытки создать реактивный гидросамолёт. /Фото: maximonline.ru

Чертёж первой попытки создать реактивный гидросамолёт. /Фото: maximonline.ru


Интересно, что реактивные технологии пытались внедрить не только для осуществления самолётами воздушных боёв - одной из целей было также приспособить авиацию к ликвидации вражеских кораблей и подводных лодок. И одним из результатов решения этих задач оказался их синтез - в таганрогском конструкторском бюро в 1947 году без заказа командования, а на чисто добровольных началась задумали создать первый в истории реактивный гидросамолет. Идея пришлась по душе и властям, правда, позднее: по данным редакции novate.ru, официальное постановление на разработку такого воздушного судна было выдано лишь год спустя.

Уникальный концепт конструкторы начали создавать по собственной инициативе. /Фото: taganrog-avia.ru

Уникальный концепт конструкторы начали создавать по собственной инициативе. /Фото: taganrog-avia.ru


Государственный заказ подразумевал, что уже к 1949 году на испытания необходимо представить гидросамолёт с двумя реактивными двигателями советского производства РД-45, который должен выполнять задачи морского разведчика. Кроме того, предполагалось, что на модель при необходимости можно будет установить вооружение и боеприпасы для бомбардировок. Вот только довольно быстро условия заказа изменились - когда советские инженеры создали более совершенный и мощный турбореактивный двигатель под индексом ВК-1, постановили приспособить гидросамолёт под него, а также изменить кормовые пушки в пользу увеличения калибра.

Конечный результат пришлось ждать на несколько лет позднее. /Фото: aviadejavu.ru

Конечный результат пришлось ждать на несколько лет позднее. /Фото: aviadejavu.ru


Всё это сильно замедлило процесс разработки, и лишь осенью 1951 года прототип реактивного гидросамолета Р-1 попал на лётные испытания над Азовским морем. Тестирование показало, что самолёт сильно терял в управляемости при попытке достигнуть полную взлётную скорость. Поэтому ещё два года эту проблему, которая крылась в особенностях конструкции модели, пытались решить. Когда же доработки были закончены, стало очевидно, что властям такой длительный срок работы, который вышел из первоначального аж на четыре года, мягко говоря, не нравился. Поэтому для определения его будущего собрали комиссию, и она постановила: пока машину доделывали, она морально устарела, и смысла ставить её на вооружение уже не было.

Концепт-арт Р-1, которому так и не дали серийное производство. /Фото: topwar.ru

Концепт-арт Р-1, которому так и не дали серийное производство. /Фото: topwar.ru


Впрочем, совсем крест на концепте ставить не торопились: тому же конструкторскому бюро выдали новый заказ, который предполагал создание модернизированного реактивного гидросамолёт, который мог бы полностью отвечать современным вызовам. В частности, увеличили требования по показателям максимальной скорости и дальности полёта. На разработку этого концепта ушло ещё пять лет, и результатом работы стал самолёт под индексом Бе-10. Его испытания также не прошли без эксцессов и необходимости исправить некоторые недочёты, однако ему, по крайней мере, дали билет в жизнь.

Гидросамолёт Бе-10 в полёте. /Фото: oruzhie.info

Гидросамолёт Бе-10 в полёте. /Фото: oruzhie.info


Серийное производство реактивного гидросамолёта Бе-10 началось в том же 1958 году, и изготовлено было 27 экземпляров. Первоначально концепт считался довольно перспективным, и вариантов его модернизации было множество. Самым амбициозным из последних по праву можно считать план по приспособлению этой модели к несению ядерного заряда - бомбы СК-1. Однако эксплуатация в реальных условиях наглядно продемонстрировала, что проблем у Бе-10 всё-таки больше, чем преимуществ, а сам концепт к контексте развития реактивной авиации получился, по сути, атавизмом. Поэтому довольно быстро все планы на усовершенствование модели свернули, а производство первого в истории серийного реактивного гидросамолёта всего через три года прекратили.

Интересное видео с нашего канала:



В продолжении темы: В России возобновляют производство самого большого гидросамолета А-40 «Альбатрос»


Обратите внимание:







1889
28.01.2024 11:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё