Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В 1990-е годы российский военно-промышленный комплекс представил целую плеяду интереснейших разработок, крупных и не очень. Помимо многочисленных образцов ручного огнестрельного оружия, именно в это время появились, например, вертолет Ка-52 «Аллигатор» и танк Т-90 «Владимир». Создавались в 1990-е годы и новейшие самолеты. Например, именно тогда в стране кипела работа над истребителем Су-35. Однако, сегодня речь пойдет о куда более «экзотическом» экземпляре отечественного ВПК – истребителе Су-37 «Беркут».


Работать с КОС стали еще в 1930-е годы. На фото немецкий Ю-287. |Фото: ya.ru.

Работать с КОС стали еще в 1930-е годы. На фото немецкий Ю-287. |Фото: ya.ru.


Российский Су-37 «Беркут» был далеко не первым летательным аппаратом (ЛА) с крылом обратной (отрицательной) стреловидности (КОС). В разное время данная техническая концепция не давала покоя инженерам-конструкторам самых разных стран. Первопроходцами на этом поприще были польские авиационные конструкторы, работавшие в межвоенный период. В 1930-е и 1940-е годы над обратной стреловидностью работали в Германии и Третьем рейхе, благодаря чему на свет появился экспериментальный реактивный бомбардировщик Ю-287. В годы холодной войны с данной технологией работали специалисты Соединенных Штатов и Советского Союза. Так, в Америке в 1980-х появился экспериментальный самолет НАСА X-29 от компании Northrop Grumman. В стране же Советов с обратной стреловидностью работало преимущественно ОКБ Сухого.

Американский экспериментальный Х-29. |Фото: building-tech.org.

Американский экспериментальный Х-29. |Фото: building-tech.org.


Далеко не все летательные с крылом отрицательной направленности были чисто экспериментальными. Так, например, в Германии с 1964 по 2004 использовались бизнес-джеты HFB-320. Правда, сделали таких всего 14 самолетов. Другой яркий пример применения данной технологии в серийных образцах – американская ракета «воздух-поверхность» AGM-129. Принято считать, что подобные крылья способны наделить ЛА рядом серьезных преимуществ; в их числе увеличение скорости маневра, сокращение встречного сопротивления, увеличение допустимых углов атаки, ощутимое улучшение компоновочной схемы крыла. В практическом применении все это позволяет повысить управляемость, многочисленные аэродинамические показатели, увеличить взлетное и посадочные параметры машины и даже снизить заметность ЛА для радаров. При этом чем острее угол, тем ощутимее проявляют себя достоинства…

Мелкосерийный немецких HFB-320. |Фото: ya.ru.

Мелкосерийный немецких HFB-320. |Фото: ya.ru.


Правда, есть у обратной стреловидности и серьезные недостатки. По сути их всего два, но оба очень серьезные. Во-первых, аппаратам с КОС нужны «экзотические» конструкторские решение и крайне дорогостоящие материалы, способные обеспечить достаточную жесткость крыла. Даже при нынешнем развитии технологий достигать достаточной прочности конструкции непросто. Во-вторых, обратная стреловидность ведет к существенной потере статической устойчивости ЛА, после достижения обретённых скоростей и/или углов атаки. Однако, несмотря на все недостатки, работы в этой области продолжаются по сей день. Так, например, в 2015 году в России совершил первый полет новый учебно-тренировочный самолет СР-10. Угол КОС у этой машины достигает -10 градусов. Но так, что же там наш «Беркут»?

Советско-российский Су-47 Беркут. |Фото: warthunder.ru.

Советско-российский Су-47 Беркут. |Фото: warthunder.ru.


Работы над самолетом, который мы сегодня знаем как Су-47, начались еще в середине 1970-х. Именно тогда советские конструкторы занялись разработкой машин нового поколения. Военные хотели получить истребитель, который обладал бы повышенной маневренностью и пониженной заметностью, а также мог развивать сверхзвуковые скорости даже в крейсерском режиме полета. В 1983 году в СССР стартовала отраслевая программа по развитию летательных аппаратов с КОС, и именно в нее самым активным образом включились специалисты ОКБ Сухого. Первоначально проект носил обозначение С-22. Во второй половине 1980-х проект переименовали в Су-27КМ от «корабельный модифицированный». Однако, после распада СССР работы по созданию истребителя с КОС остановились из-за отсутствия финансирования. Дальнейшие работы над будущим «Беркутом» во многом велись в инициативном порядке. В «лихие» проект получил не только новое обозначение – С-37, но и новые более мощные двигатели.

Новейший российский учебно-тренировочный СР-10. ¦Фото: авиару.рф.

Новейший российский учебно-тренировочный СР-10. ¦Фото: авиару.рф.


В 1997 году ОКБ Сухого все-таки выкатило на МАКС экспериментальный образец под названием Су-37 «Беркут». Самолет произвел положительное впечатление, однако сразу после этого все работы по нему пришлось свернуть в пользу разработки многоцелевого истребителя Су-57. Что же «Беркута», то он и сегодня остается в распоряжении конструкторского бюро, где используется в качестве летающей лаборатории.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение авиационной тематики читайте о том, что из себя представляет «Летучая мышь» – планирующая бомба для морской охоты.


Обратите внимание:







1971
25.03.2024 15:53
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё