В 1944 году американцы передали Советском Союзу легкий крейсер типа «Омаха» под названием USS Milwaukee. Первоначально «Милуоки» воевал в Тихом океане и Атлантике, а после передачи СССР был переведен в Северный флот. В боевых действиях с 1944 года участия не принимал, зато использовался для обучения советских морских артиллеристов. Американский крейсер был «подарен» не просто так, а в счет итальянских кораблей, которые СССР мог бы получить после окончания войны в счет репатриаций. 20 апреля 1944 года «Милуоки» был переименован в «Мурманск».
Первый Мурманск. |Фото: airbase.ru.
Американский «Мурманск» служил в составе советского флота до 1949 года, после чего был выведен из состава, списан и утилизирован. Корабль это был, мягко говоря, немолодой. На воду «Милуоки» спустили еще в 1923 году, а строить начали и вовсе в Первую мировую войну. Однако, на этом история «Мурманска» закончена не была. В 1953 году в СССР начали строить новый крейсер. На воду судно спустили 24 апреля 1955 года. Назвали его в честь того самого «американского» крейсера «Мурманск», переданного СССР в 1944 году.
Отличный крейсер. |Фото: pochta-polevaya.ru.
Новый уже по-настоящему советский «Мурманск» был легким крейсером проекта 68-бис. Всего в Советском Союзе было построено 14 таких кораблей. Строили их на заводе №402 в Северодвинске. Это были корабли с полным водоизмещением 16.64 тысячи тонн и длиной 210 метров, шириной 22 метра и высотой 6.9 метров. Защищен «Мурманск» был броневым поясом толщиной 100 мм. Палуба и башни имели бронирование в 50 и 75 мм, а рубка в 150 мм. В движение корабль приводился парой силовых установок ТВ-7 с 6 котлами и мощностью 110 тысяч л.с. На скорости в 18 узлов боевой корабль мог пройти до 16.6 тысяч км/ч. Полная же скорость хода достигала 32.5 узлов (около 60 км/ч).
Отличный был корабль. |Фото: deckofficer.ru.
Вооружаться «Мурманск» мог 12 орудиями калибра 152-мм, располагавшимися на 4 оружейных башнях, 12 орудиями калибра 100-мм на 6 универсальных башнях, также использовались 32 37-мм установки МЗА В-11. В обязательном порядке на борту имелось 2 5-турбинных торпедных аппарата калибра 533-мм и запас из 179 морских мин. В состав флота «Мурманск» был введен в сентябре 1955 года, после чего нес боевое дежурство в составе Северного флота. В 1957 году корабль поставили на бочку, однако в 1961 крейсер вновь вернулся на дежурство и использовался в первую очередь для подготовки советских моряков. В июле, августе и сентябре 1965 года «Мурманск» трижды участвовал в перехвате американских военных кораблей.
Служил верой и правдой. |Фото: balancer.ru.
В 1967 году крейсер отправили на модернизацию и ремонт. После технического обслуживания и установки нового оборудования «Мурманск» вновь был отправлен на боевое дежурство. Нес службу в Северной Атлантике, Средиземном море, участвовал в 1971 году в египетско-израильской Войне на истощение. В 1973 году присутствовал у берегов Ближнего востока, когда там вновь разгорелся арабо-израильский конфликт. В 1989 году корабль был отправлен на отстой и выведен из состава флота.
Крейсер затонул. |Фото: ru.esosedi.org.
Закончилась история крейсера в 1992 году. Корабль был разоружен, а уже в 1994 году его продали на металл не то в Индию, не то в Арабские эмираты. Сдаваться без боя даже безоружный советский крейсер не захотел. 4 декабря 1994 года во время буксировки «Мурманск» попал в шторм, сорвался с тросов и затонул. После окончания шторма стального ветерана выбросило на скалы острова Сёрёйа. До 2008 года «Мурманск» ржавел, доживая свой век подобно туше выброшенного на берег кашалота. Пока наконец не был утилизирован норвежцами после многочисленных жалоб местных жителей на загрязнение окружающей среды.
В 2008 году его утилизировали норвежцы. ¦Фото: mirinteresen.net.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение военной тематики читайте про «сарай с крыльями»: что собой представляет главный самолет советского десанта Ан-12.