Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0

Lockheed SR-71 стал революционной летательной машиной/ Фото: popularmechanics.com

Lockheed SR-71 стал революционной летательной машиной/ Фото: popularmechanics.com

После начала гонки ядерных вооружений разведывательные самолеты стали одним из ключевых атрибутов авиации. Чтобы закрыть запросы правительства, разведке нужно было получить самые прогрессивные и дорогостоящие технологии того периода. Именно во времена холодной войны появился революционный разведывательный самолет Lockheed SR-71 «Черный дрозд».


История создания



Lockheed SR-71 Blackbird планировался для замены разведчика U-2/ Фото: airandspace.si.edu

Lockheed SR-71 Blackbird планировался для замены разведчика U-2/ Фото: airandspace.si.edu

До того, как данный летательный аппарат поднялся в воздух, ключевой разведывательной машиной в ВВС США являлся U-2. Однако по мере устаревания он перестал отвечать новым требованиям и «ушел на пенсию». Несмотря на внушительную высоту подъема в 21 км и долгую неуязвимость перед ПВО Советского Союза, один из самолетов все-таки потерпел крушение в результате сбития над Уралом, после чего разведывательная авиация США перестала делать вылеты в сторону СССР.

В то время у корпорации Lockheed уже были прототипы уникального летательного аппарата, готового заменить культовую модель. Ему дали имя SR-71 Blackbird, что в переводе на русский означает «черная птица» или «черный дрозд». Все данные и характеристики этого прототипа находились под грифом «Совершенно секретно».

На старте производитель планировал создать замену для U-2 под названием A-12 и использовать его только для ударных операций. Но вскоре приоритеты были пересмотрены, и он превратился в платформу для выпуска SR-71. В кабине самолета могло находиться 2 человека, поскольку бортовое оснащение имело внушительный вес.

Чтобы обеспечить большую дальность полета и продлить пребывание в воздухе, конструкторы увеличили длину фюзеляжа и доукомплектовали его вспомогательными топливными резервуарами и разведывательной техникой.

На свет появилось две модификации самолета: SR-71A, SR71B. Первый вариант создавался для решения различных задач в воздухе, тогда как прототип В нужен был для тренировочных полетов летчиков.

1. Уникальная и высокотехнологичная конструкция



Крылья Lockheed SR-71 Blackbird имеет минимальную толщину/ Фото: quto.ru

Крылья Lockheed SR-71 Blackbird имеет минимальную толщину/ Фото: quto.ru

Конструктивное исполнение разведывательного аппарата кажется революционным даже по нынешним меркам. А из-за прогрессивных технологий и уникальных в своем роде характеристик «Черный дрозд» и вовсе не выглядит устаревшим.

Крыло имеет минимальную толщину, а также стреловидность в 60 градусов спереди, что при «бесхвостной» конфигурации позволяет выработать высокую скорость полета. На гондолах силовых агрегатов посажены цельноповоротные кили с углом в 15 градусов внутрь.

Ключевой проблемой данной серии авиатехники стал избыточный нагрев корпуса при наборе скорости. В основном именно данный момент снизил допустимую скорость полета. Если самолет развивает скорость в 3 Маха, его корпус может нагреваться до рекордных 400 градусов, тогда как среднее значение температуры по обшивке находится на уровне 260 градусов.

Чтобы устранить данный недочет, конструкторам пришлось использовать для сборки наружных деталей титановый сплав. В общей сложности детали из титана занимают 85% всей площади. Другие комплектующие выполнены из полимерных и композитных материалов. Тем не менее, производителям все равно потребовалось позаботиться о вспомогательном охлаждении.

А поскольку при таком нагреве появляется риск расширения деталей, существенную площадь крыла пришлось упрочнить путем гофрирования. Фюзеляжные панели состыкованы практически идеально даже с учетом вероятных температурных расширений.

В случае отклонения от допустимой температуры нагрева панели могут сжиматься чрезмерно плотно, из-за чего они деформировались. В связи с этим скорость полета пришлось ограничить на отметке 3,2 Маха. А если проблема перегрева отсутствует, допускалось и 3,3 Маха.

2. Охлаждение и топливо



У топлива «Черного дрозда» предусмотрен предварительный подогрев/ Фото: techcult.ru

У топлива «Черного дрозда» предусмотрен предварительный подогрев/ Фото: techcult.ru

Прикольной «фишкой» Lockheed SR-71 «Черный дрозд» является топливо и система охлаждения. У горючего колоссальная температура воспламенения, что позволяет ему производить охлаждение некоторых элементов поверхности летательного аппарата, кабины и других узлов, перед тем как оно окажется в камере сгорания.

Именно по этой причине у топлива предусмотрен предварительный подогрев, позволяющий выполнять поставленные задачи. А такой дефект, как произвольное вытекание топлива в области обшивки, считается привычным явлением, не представляющим никакой опасности.

В качестве энергоносителя в Lockheed SR-71 «Черный дрозд» использовалось топливо JP-7, которое имело высокую степень густоты, устойчивость к экстремальным температурам, а также другие уникальные качества. При минусовой температуре текучесть топлива снижалась, поэтому оно выполняло не только основные функции, но и второстепенные, охлаждая все на своем пути.

3. Рекордные скорости, высоты и защита



Lockheed SR-71 летает на высотах почти в 26 тыс. метров/ Фото: airwar.ru

Lockheed SR-71 летает на высотах почти в 26 тыс. метров/ Фото: airwar.ru

Не секрет, что главной особенностью «Черного дрозда» стала внушительная скорость полета, которая по меркам того времени считалась рекордной. К примеру, в 1976 году во время тестовых испытаний секретный летательный аппарат достиг скорости в 3529,56 км/ч, чем побил все существующие рекорды в индустрии пилотируемой авиации. Такое значение оказалось в три раза больше звуковой скорости.

Также SR-71 сумел взлетать на огромную высоту в 25929 метров, когда габаритные лайнеры для гражданских авиаперевозок летали на высотах 9000-12000 метров.

По техническим возможностям SR-71 сильно превосходил физические способности организма пилотов. Защитные функции кислородных масок становятся бесполезными при подъеме на высоту свыше 13000 метров. В таких условиях дышать становится очень сложно, поэтому человек может потерять сознание.

Чтобы обезопасить пилотов от таких неприятностей, конструкторы создали скафандры с полным давлением. Вскоре ими начали пользоваться члены экипажа космического транспортника «Шаттл».

4. Звуки грома



При тестовом полете разведывательного самолета раздавался гром/ Фото: pxhere.com

При тестовом полете разведывательного самолета раздавался гром/ Фото: pxhere.com

При тестировании «Черного дрозда» во многих городах и поселках, причем не только в США, в небе раздавались странные звуки, напоминающие громовые раскаты. При этом погода была полностью ясной и какие-либо предпосылки для грозы отсутствовали. Только спустя пару лет в 1967 году американские военные поделились правдой о необычном явлении.

Как стало известно, столь ужасающий грохот оказался звуками летящего на сверхзвуковой скорости самолета-разведчика SR-71. Отдельных граждан эта ситуация очень сильно возмутила, из-за чего они даже прибегли к судебным разбирательствам. В итоге они получили до 35000 долларов компенсации за нанесенный моральный ущерб. На то время это были весьма немалые деньги.

5. Возможность заправки в воздухе



Lockheed SR-71 имеет очень большой расход топлива/ Фото: justflight.com

Lockheed SR-71 имеет очень большой расход топлива/ Фото: justflight.com

Помимо высокотехнологичного оснащения и крутых технических характеристик, «Черный дрозд» еще и имел гигантские габариты. При длине в 32,74 метра он имел внушительную взлетную массу, которая составила 77100 кг. Все потому, что большая часть этой величины приходилась на авиационное топливо (46180 кг).

Безусловно, поднять в воздух такую махину очень непросто, поэтому расход топлива достигал невероятных значений. Чтобы обеспечить приемлемую дальность полета хотя бы в 5000 км, конструкторы позаботились о технологии дозаправки баков прямо в воздухе.

С этой целью они предусмотрели комплекс из 30 усовершенствованных заправщиков Boeing KC-135Q Stratotanker. Контакт разведчика с так называемой «авиабензоколонкой» происходил на высоте около 7500 метров над землей. После восполнения запасов топлива самолет продолжал выполнять свои разведывательные задачи.

6. Заоблачная стоимость



Затраты на обслуживание Lockheed SR-71 весьма высоки/ Фото: hi-news.ru

Затраты на обслуживание Lockheed SR-71 весьма высоки/ Фото: hi-news.ru

Кроме сверхвысоких скоростей, устойчивости к самым агрессивным условиям эксплуатации и неуязвимости перед вражескими ПВО, Lockheed SR-71 «Черный дрозд» имеет и очевидный минус – колоссальные затраты на его эксплуатацию и содержание. Для совершения полетов на большие расстояния требуются внушительные суммы денег.

За более чем три десятилетия ВВС США пришлось потратить миллиард долларов на эксплуатационные затраты. Это неудивительно, ведь только два двигателя J58 от Pratt&Whitney расходуют до 600 кг топлива в минуту на крейсерской скорости. Нахождение разведчика в воздухе с учетом дозаправки во время полета обходится в 8 млн долларов. Это феноменальные расходы.

7. Уникальное шпионское оборудование



Бортовое оснащение разведывательного самолета имеет передовые компоненты и технологии/ Фото: cnn.com

Бортовое оснащение разведывательного самолета имеет передовые компоненты и технологии/ Фото: cnn.com

Поскольку мы говорим о стратегическом разведывательном аппарате, который по своей сути, являлся шпионским самолетом, выполняющим задачи по выявлению целей противника, в его бортовом оснащении находились поистине крутые компоненты и технологии. Чтобы повысить эффективность эксплуатации самолета, его оснастили множеством камер, радаров и сенсоров, включая системы электронной разведки.

Среди уникальных комплексов оказалась панорамная камера Optical Bar Camera, объектив которой имел фокусное расстояние в 30 дюймов. Ее разработали представители корпорации ITEK Corporation. С помощью данного оборудования можно было снимать площади до 1003200 квадратных миль в час. Длина фотопленки достигала огромных размеров – соответственно, для ее расшифровки специалистам приходилось тратить пару часов своего времени.

С целью визуализации ландшафта на борту Lockheed SR-71 «Черный дрозд» устанавливали радары с боковым обзором с синтезированной диафрагмой. Они с рекордной детализацией реагировали на панорамы больших участков. Даже при нахождении на колоссальной высоте самолет мог снимать большие территории и создавать детализированные снимки с высоким разрешением, а еще получать с наземного пункта управления информацию о вылете ракет противника класса «земля-воздух».



Интересно также узнать про 5 «старых» самолетов прошлого века, которые до сих пор находятся в строю.


Обратите внимание:







2408
23.11.2023 09:33
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё