Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0

Какие самолеты прошлого века еще находятся в деятельном строю?/ Фото: topwar.ru

Какие самолеты прошлого века еще находятся в деятельном строю?/ Фото: topwar.ru

Далеко не каждый летательный аппарат имеет многолетнюю карьеру, тем более если речь идет о боевой авиации со стажем в полсотни лет. Однако в военной промышленности и правда появлялись настоящие долгожители, которые, несмотря на свой внушительный возраст, не утратили актуальности и эксплуатируются до наших дней.


1. МиГ-21



МиГ-21 называли «балалайкой» из-за формы крыльев/ Фото: aviation21.ru

МиГ-21 называли «балалайкой» из-за формы крыльев/ Фото: aviation21.ru

Модель выпускалась в 1959 по 2017 год, установив абсолютный рекорд по количеству произведенных образцов среди истребителей третьего поколения. Только на территории Советского Союза с конвейера сошло больше 10,5 тыс. экземпляров, тогда как еще 2500 единиц выпустили в КНР, 194 – в Чехословакии и 657 – в Индии. Первые модели соответствовали классу истребителей второго поколения, но к третьему они подошли с множеством улучшений.

Из-за треугольного исполнения крыла отечественные авиалюбители прозвали МиГ-21 «балалайкой». Другие же давали ему название «Летающий Калашников», что объяснялось безупречным качеством сборки и безотказностью узлов.

Сейчас культовый советский, а после российский истребитель эксплуатируется в ВВС Индии, Китая, Египта и ряда других стран мира. Более того, он также находится на вооружении Румынии и Хорватии, которые являются частью блока НАТО.

Впервые МиГ-21 поднялся в воздух в июне 1956 года и с того момента всячески модернизировался. При этом базовое конструктивное исполнение не менялось. В Советском Союзе последний образец с исходной конструкцией сошел с конвейера в 1985 году. При этом с 1967 по 2017 год он производился и в Поднебесной под маркировкой J-7. Экспортный образец назывался F-7.

Легендарный вьетнамский летчик Нгуен Ван Кок сумел поставить с помощью советского истребителя множество мировых рекордов, получив 11 из 13 побед в летных соревнованиях. Это стало причиной небывалой славы и почета вплоть до того, что в 1990 году талантливый летчик даже получил должность заместителя главы ВВС Вьетнама, а через 9 лет и вовсе стал инспектором Минобороны страны.

2. B-52 Stratofortress



Дальность полета B-52 Stratofortress достигает 16,7 тыс. км/ Фото: military.com

Дальность полета B-52 Stratofortress достигает 16,7 тыс. км/ Фото: military.com

ВВС США приняли данный самолет на вооружение еще в середине 50-х гг. прошлого века. Однако он не утратил своей актуальности и до сегодня. Более того, по официальным данным, модель будет находиться на стадии эксплуатации вплоть до 2030 года, если ее не модифицируют.

Ключевым достоинством B-52 Stratofortress является дальность полета в 16700 км, а показатель грузоподъемности равен 31,5 тонны. В связи с этим B-52 Stratofortress может составить конкуренцию практически любым летательным аппаратам противника.

Столь внушительные результаты являются заслугой двигателей Pratt & Whitney TF33-P-3/103. Если на борту находится 8 таких агрегатов, выход из строя даже двух из них не станет критичной проблемой. С конвейеров сошло 744 самолета, однако из-за ряда неудач 71 образцов были сняты с вооружения.

В плане живучести истребитель показывает невероятные результаты. В декабре 2017 года в хвостовую часть машины ударила молния, что привело к образованию огромной дыры. Однако истребитель продолжил полет и без каких-либо сложностей совершил приземление. Хвост конечно же заменили, но после ремонта B-52 Stratofortress снова вернулся в строй.

При этом, поскольку самолет был очень старым, выполнить замену хвоста смог только один специалист из американской эскадрильи, у которого были нужные навыки и опыт. Да и ситуация была крайне нестандартной, поскольку это первый случай за 15 лет эксплуатации истребителя, когда пришлось менять целую хвостовую секцию.

На данный момент эта модель считается абсолютным рекордсменом по дальности полета без дозаправки. К примеру, в январе 1962 летательной машине удалось преодолеть более 20000 км в воздухе без заправки. Полет длился 22 часа 9 минут.

3. Ту-95



Ту-95 производился до 1992 года/ Фото: fakty.com.ua

Ту-95 производился до 1992 года/ Фото: fakty.com.ua

История еще одного самолета отечественной сборки Ту-95 началась в далеком 1956 году. Тем не менее, он до сих пор является одним из самых популярных бомбардировщиков с рядом отличительных качеств и характеристик, сумевших опередить время. Производство машины велось с 1955 по 1992 год, что является весьма большим периодом. Эксплуатируется самолет и до сегодняшнего дня, а крайний срок вовсе не объявлен.

Винты силовых агрегатов совмещены и вращаются в противоположные стороны. Поставить только один винт на двигатель не удалось. В противном случае он будет очень большим, что приведет к ряду недочетов. По остальным параметрам в проекте КБ Туполева есть масса нестандартных и рискованных моментов.

Некоторые узлы и рабочие агрегаты производились для предыдущей серии 85, разработки которой прекратились в 1951 году после ряда неудачных летных испытаний, при которых он смог преодолеть только 12000 км. У новой модели дальность полета достигала уже 15200 км в некоторых модификациях, тогда как большинство серийных образцов летало тоже всего на 12000 км.

Ту-95 называли «Летающим медведем»/ Фото: military-informant.com

Ту-95 называли «Летающим медведем»/ Фото: military-informant.com

Следует отметить, что именно с Ту-95 сбросили мощнейшую в мире авиабомбу на 58 мегатонн. Как сообщают одни источники, вес боеприпаса достигал 26,5 тонны, а боевая мощность – и вовсе свыше 100 мегатонн. Однако испытывать ее на всю мощность никто так и не решился.

У исследователей были опасения, что заряд сможет пробить кору нашей планеты, поэтому они отказались от такой идеи. Тем не менее, даже при сниженной мощности взрыв этой бомбы привел к появлению акустической волны с радиусом 800 км, а в районе острова Диксон были выбиты все окна в домах.

В Советском Союзе бомбардировщик был назван «Летающим медведем» из-за характерной формы и конструктивных особенностей. Поступив на вооружение в 1956 году, он до нынешнего времени выполняет разведывательные полеты в приграничных зонах со странами НАТО. Коэффициент полезного действия у каждого из двигателей составляет 82%, но уровень шума очень высокий.

Полет этого самолета могут зафиксировать даже гидролокаторы подводных субмарин. По дальности полета Ту-95 показывает около 11 тыс. км, а по высоте – 12 км. Расход топлива на 17 часов пребывания в воздухе достигает 96 тонн керосина.

4. U-2



Американский разведчик U-2/Фото: topwar.ru

Американский разведчик U-2/Фото: topwar.ru

Данная «птица» с футуристической внешностью поднялась в воздух в августе 1955 года. Через год после строительства самолеты поступили в специальный отряд 10/10, который находился на авиабазе Инджирлик в Турции. Спустя 2 года самолет поступил на вооружение. Разработка U-2 велась по официальному заказу ЦРУ США, а его ключевыми задачами являлись разведывательные и шпионские операции.

Самолет оказался просто феноменальным по меркам того времени. Высотный потолок составил 21 км, а на момент выхода модель была вовсе недосягаемой для средств ПВО противника. Многие даже не догадывались о существовании этого разведчика, поскольку о нем знали только некоторые сотрудники ЦРУ и других американских спецслужб. Информация находилась в строжайшем секрете несколько лет.

Когда радары советской ПВО выявили U-2 в воздухе, военные приказали во что бы то ни стало сбить его. Однако сделать это не удалось, поскольку ни один самолет-перехватчик, который находился на вооружении СССР, не смог бы выполнить такую задачу. Однако в 1960 году ракета класса «земля-воздух» все-таки поразила один экземпляр воздушного шпиона, поэтому в дальнейшем американцы не практиковали полеты над территорией СССР.

Зато советские авиастроители тщательно изучили сбитый образец, что в итоге помогло им выпустить ряд собственных высотных моделей. Что касается официальных данных о вылетах U-2 в сторону СССР, то известно о 24 таких случаях.

Если говорить о минусах модели, то они состоят в необходимости пребывать в кабине по 8 часов на высоте 20 км в полном одиночестве. И если с малой нуждой пилот еще мог справится, то вот с большой – уже нет. Чтобы снизить потребность в дефекации, для летчиков разрабатывали специальный рацион со сбалансированным питанием.

5. F-4 Phantom II



F-4 Phantom II находится  в строю в ВВС Ирана/ Фото: 3dmodels.org

F-4 Phantom II находится в строю в ВВС Ирана/ Фото: 3dmodels.org

Данный самолет поступил на вооружение в 1960 году. Ему принадлежит 15 рекордов в истории мировой авиации. Производитель позиционировал его в качестве дальнего истребителя-перехватчика и бомбардировщика 3-го поколения. Сейчас он уже снят с вооружения, но эксплуатируется военно-воздушными силами Ирана, что и позволило включить его в этот рейтинг.

Сборка самолета велась в период с 1958 по 1981 год, а всего за это время с конвейера сошло 5195 экземпляров. К слову, F-4 Phantom II – первооткрыватель серийных истребителей, которые комплектовались ракетами «воздух-воздух». В первых образцах отсутствовала бортовая пушка, так как она считалась устаревшей и была заменена ракетным вооружением.

Тем не менее, по итогам войны во Вьетнаме военные пересмотрели свои прежние мнения и решили установить на версию F-4E модернизированную 20-миллиметровую пушку «Вулкан». В декабре 1959 года истребитель установил рекорд высоты, поднявшись на 30040 метров в воздух, а в 1961 году – скоростной рекорд, развив скорость в 2585,425 км/ч.

Внешняя подвеска истребителя состоит из 9 узлов, на которых он может перевозить всевозможные авиационные боеприпасы, в том числе бомбы с ядерными боеголовками.

На протяжении многих лет F-4 Phantom II считался ключевым самолетом для получения превосходства над воздушными силами противника, показывая отличные результаты в рамках Вьетнамской военной кампании. Некоторые партии даже были отправлены на экспорт. Сейчас F-4 Phantom II эксплуатируется ВВС Ирана.



Интересно также узнать про китайский «Могучий дракон» – загадочный истребитель пятого поколения.


Обратите внимание:







8661
21.11.2023 09:34
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё