Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Машины    

Танк Т-34, подбитый во время боев под Москвой.

Танк Т-34, подбитый во время боев под Москвой.

Потеря военной техники во время боевых действий - дело неприятное, но обыденное. И бронемашины в этой тенденции исключением не стали. Однако далеко не всегда танки оказывались подбиты или уничтожены противником во время лобового боя. Порой случались эпизоды, когда экипаж специально подставлял борт своей машины противнику, чтобы тот туда ударил. И мало кто сейчас знает, что этот прием - лишь один из целого арсенала уловок, за которые можно было попасть под трибунал.

Иногда случалось так, что танки подставлялись под огонь противника. /Фото: pro-tank.ru

Иногда случалось так, что танки подставлялись под огонь противника. /Фото: pro-tank.ru


Справедливости ради, следует уточнить, что подобная практика была малораспространенной и найти примеры таких эпизодов можно, пожалуй, во всех армиях. А все потому, что таким образом происходил банальный саботаж экипажа или кого-то из его членов, которые попросту боялись умереть. И подставка борта танка под огонь противника - один из самых известных вариантов «спастись», которые применяли не самые смелые солдаты.

Не все так просто бывало с подбитыми танками. /Фото: delfi.lt

Не все так просто бывало с подбитыми танками. /Фото: delfi.lt


История сохранила немало сведений и воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, свидетельствовавших о намеренном саботаже перед началом и во время боя. В сравнении с основной статистикой, наглядно демонстрирующей смелость красноармейцев в столкновениях с армией вермахта, таких эпизодов не так уж и много, но в то же время достаточно, чтобы знать о том, на какие уловки шли потенциальные дезертиры.

Саботаж применялся и в отношении танков. /Фото: hi-tech.mail.ru

Саботаж применялся и в отношении танков. /Фото: hi-tech.mail.ru


Например, если «боялся» механик-водитель, то он подставлял во время боя под огонь противника борт, противоположный тому, где он сам и сидел. Другой известный механизм саботажа, которые применяли прямо во время боя, заключался в том, что экипаж покидал машину, а ее, все еще заведенную, пускали с горки вниз, где ее и подбивал противник. Причем, такие примеры не отличались регулярностью: по данным редакции Novate.ru, подобные эпизоды заметно участились, как ни странно, к концу Великой Отечественной войны.

Увы, но не все танкисты смело шли в атаку на противника. /Фото: inosmi.ru

Увы, но не все танкисты смело шли в атаку на противника. /Фото: inosmi.ru


Еще одним способом избежать прямого боя - это свернуть с траектории или отстать, пропустив впереди себя другие машины. Чаще всего такими «лайфхаками» грешили во время ночных операций, когда доказать саботаж без визуального наблюдения танка особистам или представителям СМЕРШа было очень трудно.

Так, сохранились данные о подобном массовом случае в Венгрии в последние дни 1944 года: советская танковая бригада числом примерно в 40 машин якобы пошла в атаку в ночное время суток, а фактически большинство из них отстали. Причем когда стали разбираться, у всех оставшихся позади нашлись технически причины такого поведения на поле боя. А доказать саботаж в таких условиях оказалось просто невозможно.

Ночью отстать и не вступить в бой очень несложно. /Фото: rg.ru

Ночью отстать и не вступить в бой очень несложно. /Фото: rg.ru


Было множество других способов саботажа, которые «позволяли» экипажу или его члену, который струсил, вообще не доехать на место боя. Для этого танки попросту выводили из строя, причем делали это самыми разными методами. Так, история сохранила случай, когда водитель засунул спичку в топливный бак, и машину не могли завести. Воспоминания других танкистов рассказывают о том, что механики, чтобы не быть убитыми в бою, шли на порчу электропроводов. Другими методами вывести бронемашины из строя были: умышленная поломка бойка, «сбитые» прицел или даже банальное засыпание песка в топливный бак.

Даже такого гиганта, как КВ-1, при желании можно вывести из строя. /Фото: pikabu.ru

Даже такого гиганта, как КВ-1, при желании можно вывести из строя. /Фото: pikabu.ru


Само собой, что такие случаи выявлялись сотрудниками особого отдела или СМЕРШа - скрыть подобный саботаж получалось далеко не всегда. И наказание за такое преступление было серьезным: как минимум, дезертир попадал под трибунал, который, в отдельных случаях мог приговорить к расстрелу за саботаж. Однако история сохранила и такие эпизоды, когда с провинившимися разбирались, что называется, «на месте», когда условия не позволяли провести нормальное расследование.

В дополнение к теме: Штрафбаты в небе: почему об этих эскадрильях так мало известно

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





6686
20.06.2021 11:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё