Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    

 Красин ледокол / Фото: rgo.ru

Красин ледокол / Фото: rgo.ru

Атомный ледокол может похвастаться репутацией одной из немногих полностью исконно русских машин. В некотором роде и число этих самых могучих механизмов символическое - ровно 12 моделей, если считать за одну из них атомный лихтеровоз. Не стоит лишний раз распинаться о том, что ядерный движок во много раз превосходит дизельный и даже электронный. За Россией во многом затолпилась репутация страны-покорительницы севера, а ледовые танкеры регулярно фигурируют в прессе и новостных лентах.

История борьбы с неприступным царством скованных севером вод окружена ореолом символики, неразрывно связанной с историей. Так, «Ленин» - название первого атомного ледокола с ядерной установкой в качестве двигателя. Неслучайно, когда на волне объединения наций и республик под руководством вождя пролетариата - во времена, когда в те идеи верили так, как никогда раньше и никогда после этого, механизм, ломающий все возможные преграды на пути к цели с высокой скоростью назвали именно так. Северный Ледовитый Океан впоследствии кишел как подводными, так и надводными атомными машинами.

Первопроходец атомной ледокольной индустрии сейчас встречает всех туристов и путников Мурманска, где внутри этого величественного парохода по-прежнему проводят экскурсии. Сама собой напрашивается аллегория тысяч километров льда как самой смерти, ведь в космосе холода и темноты намного больше, чем света, ведь они обволакивают его источники. Поэтому в самом предназначении ледокола видится геройство и некоторый подвиг преодоления.

 Ледокол Седов / Фото: ria.ru

Ледокол Седов / Фото: ria.ru


Массив корки, покрывающей воду в Арктике настолько плотный и нерушимый, неподдающийся расколу, что можно только диву даваться, как и эта часть земного шара была подчинена человечеству. Ледяной щит там может достигать в толщину аж 5 километров! При этом материал постоянно подпитывается стабильно жёсткими погодными условиями.

Атомная энергетика открыла горизонты не только в области поистине чудовищного вооружения, способного срабатывать в планетарных масштабах, но и в области подобного рода гигантского транспорта, где также воспользовались силами атомного реактора. Чудовищный источник энергии для ледокола был запущен в 1959 году. На борту чудо-транспорта успели побывать Ричард Никсон, Гарольд Макмиллиан и другие мировые лидеры, заинтересованные столь успешным техническим прорывом. Любопытно, что в сущности - это тот же пароход, приводимый в движение парогенераторами, но более мощный и тяжёлый. Пока все говорят о многообразии сфер применения мирного атома, в 2019 году в России же выпустили в открытый океан первый в истории военный ледокол «‎Иван Папанин».

 Ленин / Фото: ru.m.wikipedia.org

Ленин / Фото: ru.m.wikipedia.org


Первые ледоколы приводились в движение благодаря дизельному топливу, и по форме были спроектированы так, чтобы выглядеть, как гигантские черпаки, нависающие над слоем льда всем основанием, и раздавливающие его массивы своим грузом. То есть, носы у них были закруглёнными, и они без труда довлели над толщей замёрзшей воды. Таким образом прочищали от вездесущего льда торговые пути, и во все северные порты стремились флаги из дружественных стран.

Если совсем углубляться в генеалогию ледоколов, то первый из них родом с Гамбургской верфи. Именно там разработали принцип увесистого закруглённого носа корабля, который разбивал собой структуру замёрзшего океана. Известностью, как можно догадаться, пользуются в мире скандинавские ледоколы. Финляндия, Швеция и Канада, хоть и не выпускают атомные ледоколы, но могут похвастаться не менее впечатляющими флотилиями гигантов, ломающих льды.

 Ледокол Иван Папанин / Фото: www.gazeta.ru

Ледокол Иван Папанин / Фото: www.gazeta.ru


Россия располагает флотилией мощнейших машин - отпрысков атомного реактора - заставляющих, казалось бы, навеки застывшую ледяную белизну трещать по швам с оглушительным грохотом, напоминающем раскаты грома. Как и самая весомая часть айсберга, большая часть всей глыбы ледокола скрывает основные усилия проектировщиков в области незримого. Это такие тонкости конфигурации, которые подразумевают контакт со льдом лишь тех областей дна парохода, которые по-настоящему готовы к нему. Допустить иные удары было бы халатностью и позорным просчётом, на кону которого лежала бы сверхмощная машина.

После нескольких триумфальных экспедиций к мысу Челюскин, который остаётся самой северной крайней точкой России, а также к берегам Чукотки, требовалось как можно лучше подготовить обычные пароходы к покорению суровых замёрзших массивов. Появилась и некоторая гибридная форма - нечто среднее между пароходом и ледоколом. Эти корабли именовали не иначе как теплоходы ледокольного типа. Образцом такой машины был "Седов", с которым прочно ассоциируется история великого дрейфа в Северном Ледовитом Океане. Ветераны и настоящие герои военных истребителей спасли экипажи дрейфующих пароходов, отправившись к ним с бухты Тикси, преодолев тысячу километров сквозь ветра и бураны. История эта, хоть и тянет на байку, правдива от начала и до конца, и доказывает, что одними ледоколами и - уж тем более! - пароходами ледокольного типа порой каши не сваришь, и пилоты могучих самолётов не менее значимы. А истребители используют не только для атаки, но и спасения.

 Дрейф ледокола Фёдора Конюхова / Фото: konyukhov.ru

Дрейф ледокола Фёдора Конюхова / Фото: konyukhov.ru


Северный торговый морской путь позволял значительно сократить дистанции, которые приходилось бы навёрстывать с обратной стороны планеты, причём сэкономить путь можно было почти на 10 километров! Единственным препятствием оставались неприступные льдины, надёжно опоясавшие северный полюс - но это было более чем весомое препятствие. Северморпуть сегодня помогает сэкономить множество средств, и всё благодаря флотилии судов, крошащих и дробящих безжизненные пустыни севера.

В прошлом веке Советский Союз благодаря этой самой флотилии проторил путь для множества экспедиций со всего света. Желающих изучать Антарктику оказалось видимо-невидимо. При этом необходимости в создании собственных машин подобного рода не возникало: слишком затратно, неоправданно и даже бессмысленно с учётом постоянно работающих советских технологий.

 Шведский дизельный ледокол / Фото: glavpaluba.ru

Шведский дизельный ледокол / Фото: glavpaluba.ru


Сплочённость и единство их разрешали многие проблемы всего мира, словно бы СССР работал не на себя самое, а на всё образованное человечество, стремясь покорить мыслимые пределы: и выйти в стратосферу, и открыть панорамы Северного Сияния миру. Сегодня все крупные страны в близости к субарктическому климатическому поясу могут похвастаться собственными ледоколами, причём зачастую - в огромных количествах. Но только в России продолжается конструирование атомных машин этого толка.

Если вам понравился материал, читайте также:
Как и почему с отечественных рек пропали все суда на подводных крыльях


Обратите внимание:







10978
10.10.2023 20:09
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё