Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Советский реактивный истребитель нулевого поколения МиГ-15 появился на свет в 1947 году и дебютировал в ходе войны в Корее 1950-1953 года. Силы ООН во главе с США были настолько поражены характеристиками данной машины, что за угон самолета обещали просто баснословные деньги по меркам первого послевоенного десятилетия. К сожалению, один предатель все-таки нашелся, но был он не из числа советских летчиков. Поговорим же о том, как появилась эта машина и чем она так поразила международную коалицию в Корее?

1. Какие сложности пришлось преодолеть СССР для создания собственного ТРД?


Ф-80 - первый серийный реактивный истребитель США. |Фото: snl.no.

Ф-80 - первый серийный реактивный истребитель США. |Фото: snl.no.


От царской России Советский Союз унаследовал множество проблем, в том числе и серьезное отставание в проектировании и производстве поршневых самолетов. Багаж накопленных проблем в других областях и 5-летняя гражданская война также не способствовали бурному развитию поршневой авиации после окончания Первой мировой войны. Тем не менее всеми правдами и неправдами СССР все-таки успел запрыгнуть в уже уходящую электричку. Благодаря этому к началу Великой Отечественной войны у страны Советов была, пускай, и не лучшая, но все-таки вполне достойная авиация. А учитывая имевшееся отставание в технологиях и производстве, советские конструкторы и промышленники совершили настоящий трудовой подвиг.

Один из тех самых британских двигателей. |Фото: wiki2.org.

Один из тех самых британских двигателей. |Фото: wiki2.org.


Однако, когда СССР прочно вставал на стезю поршневой авиации, в других странах уже начинали работать над реактивной. Союз вновь отставал. Начавшаяся война не способствовала резким прорывам в инновационной технике, особенно когда обстоятельства вынудили отправить одного из ведущих конструкторов реактивных двигателей Архипа Люльку на работу с танковыми дизелями. В 1937 по 1942 год в СССР велись работы над жидкостными реактивными двигателями. Однако, после аварии 1943 было решено признать данное направление тупиковым и переключить усилия на создание турбореактивного двигателя. В 1945 году в США появляется первый серийный реактивный истребитель - F-80 Shooting Star. В СССР на этот момент нет даже двигателя. Еще в 1944 было решено обратиться к изучению трофейных немецких установок. В частности, в руках отечественных конструкторов были нацистские установки Jumo-004 и BMW. Правда, уже в начале 1946 года стало понятно, что немецкие разработки уже морально устарели…

Советский двигатель РД-45. |Фото: авиару.рф.

Советский двигатель РД-45. |Фото: авиару.рф.


Поэтому весной 1946 Советский Союз воспользовался налаживанием отношений с Великобританией и купил у Соединенного Королевства по 10 турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene и Rolls-Royce Derwent. Узнав об этом, США были в ярости, однако поделать уже ничего не могли. Так Советский Союз смог заполучить одни из лучших ТРД на момент второй половины 1940-х годов. Из-за отставания СССР в технологиях просто скопировать британские двигатели было нельзя. Многие компоненты советская промышленность на тот момент просто не могла повторить. Поэтому советским конструкторам пришлось многое переделывать. В частности, они создали новый сплав ЭИ437. Так на свет появились агрегаты РД-45 и РД-500. И именно благодаря 45-ке стал возможет турбореактивный истребитель МиГ-15. Первый полет машина совершила уже в 1947, а в 1949 году МиГи наконец пошли на вооружение в ВВС.

2. Чем МиГ-15 так удивили американцев в Корее и сколько давали за угон самолета?



В США не могли поверить, что СССР создал такой самолет. |Фото: hdpic.club.

В США не могли поверить, что СССР создал такой самолет. |Фото: hdpic.club.


Вплоть до дебюта МиГ-15 в Корее о существовании самолета никто не знал, кроме советского командования и узкого круга летчиков. Первое «выступление» МиГ-15 имело ошеломительный успех. Никто в коалиции ООН не мог поверить, что самолет с настолько высокими характеристиками мог появиться в Советском Союзе. В кратчайшие сроки советские 15-е заставили американских летчиков на F-80 и F-84 почувствовать себя в качестве жертвы и «еды». Успешные действия советских летчиков вынудили американцев срочно перебрасывать в зону новейшие истребители Sabre F-86. Удивлению западных «партнеров» не было предела, когда стало понятно, что советский МиГ-15 почти не уступает по характеристикам машине следующего поколения.

Американские Б-29 были целью номер один для советских истребителей. |Фото: nosoldat.net.

Американские Б-29 были целью номер один для советских истребителей. |Фото: nosoldat.net.


Американцы были готовы платить за каждый сбитый МиГ-15 по 10 тысяч долларов – баснословные деньги на момент 1950-х годов. Однако советские летчики были предельно осторожны и почти никогда не подставлялись под огонь зениток. Первые потери МиГ-15 начинались лишь тогда, когда СССР начал передавать самолеты ВВС КНР и будущей КНДР. Еще больше (100 тысяч долларов) в США обещали за угон советского истребителя. К сожалению, один предатель все-таки нашелся. Правда, уже после окончания войны. Северокорейский перебежчик Но Гым Сок (Кеннет Роу) угнал и передал советский самолет американцам. Свой поступок он мотивировал якобы тем, что больше не может жить с «красными лжецами». Правда, от денег, как и следовало ожидать, отказываться не стал.

Лучший реактивный истребитель нулевого поколения. |Фото: авиару.рф.

Лучший реактивный истребитель нулевого поколения. |Фото: авиару.рф.


Впрочем, по-настоящему запомнился истории МиГ-15 не угоном, а так называемым «Черным четвергом». 12 апреля 1951 года советские летчики на 36 истребителях МиГ-15 нанесли просто чудовищные потери ВВС США. Всего за 10 минут воздушного боя американцы потеряли дюжину бомбардировщиков B-29. Еще столько же смогло вернуться на базу в поврежденном состоянии. Также в ходе воздушного боя советские летчики сбили сразу пять истребителей F-84. Это были самые высокие разовые потери американских ВВС в той войне. Поговаривают, что после «Черного четверга» на американском радио «гуманистические» песни на несколько недель полностью вытеснили из чартов «ура-патриотические».

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему лучший военно-транспортный самолет СССР так и не приняли на вооружение.


Обратите внимание:







1962
3.01.2024 17:17
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё