Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0

 Гранёные стаканы / Фото: skupka-antikvariata-spb.ru

Гранёные стаканы / Фото: skupka-antikvariata-spb.ru

Вспоминая советские столовые, нельзя не упомянуть их наследие - обычный, казалось бы, предмет повседневного обихода - гранёный стакан. Тем не менее, его стойкость и надменное смирение перед превратностями судьбы увековечивали в стихах и красочных натюрмортах, а многие творческие люди дома с неким внутренним апломбом держат у всех на виду гранёный стакан с лежащим в нём огрызком карандаша. Ему посвящён даже личный праздник, который кто-то отмечает в России, и до которого осталось чуть меньше месяца. Где же фирменный атрибут местной посуды был впервые произведён и при каких условиях пришёлся всем по вкусу порой больше, чем его содержимое?


Сегодня живёт распространённое мнение, что гранёный стакан - это часть и даже в какой-то степени сосредоточение советского наследия. Посудите сами: прочный, хотя сделанный из тех же средств, без навороченных вложений и идеально подходящий для масштабного общепита. Он рассчитан на долгую службу и в то же время симметрией своих граней и ободка лаконичен и по-своему впечатляюще исполнен.

Это мнение абсолютно обосновано, ведь в той форме, к которой мы привыкли, этот объект дошёл до нас из сердца Советского Союза. В сороковых годах его выпустили в свет прямиком с конвейера завода в городе, который всегда славился своей посудой больше других - в Гусь-Хрустальном.

 Подстаканники эффектно дополняют гранёные ёмкости / Фото: ebra-tv.ru

Подстаканники эффектно дополняют гранёные ёмкости / Фото: ebra-tv.ru


Однако мало кто способен собрать силы в кулак и, во-первых, разбить гранёный стакан с первого раза, а во-вторых, утверждать что он возник с пустого места, без предпосылок. Конечно, можно утверждать, что он был призван создать неповторимую вариацию ёмкости для общественного питания, что было колоссальному государству не просто к лицу, а очень даже кстати.

Как мы уже упомянули, Владимирская область с незапамятных времён славилась уникальными изделиями из стекла. Но в некотором роде предтечу гранёного стакана - вершининский стакан - был создан в Пензенской губернии.

 Универсальные стаканы возрождаются в городе Гусь-Хрустальный / Фото: gus-info.ru

Универсальные стаканы возрождаются в городе Гусь-Хрустальный / Фото: gus-info.ru


Причудливые и крайне оригинальные сервизы к императорскому столу Александра Первого изготавливал одарённый крепостной мастер Александр Петрович Вершинин. Между двумя слоями хрупкого материала ювелир от стеклянного ремесла выкладывал тонкий узор из камней и ракушек. По сей день доподлинно неизвестно, как рисунок не искажался в процессе плавки. Сюжеты зарисовок на стаканах всегда уникальны: ещё ни разу на сохранившихся экземплярах не встречали повторений даже на уровне мотивов.

Однако именно во Владимирской области возник более приближённый вариант стакана, пусть и не такой утончённый и поразительный. По преданию, создатель небьющейся ёмкости решил не мелочиться и сразу преподнёс её императору Петру Первому. Государь бесцеремонно кинул стакан на пол, и могучая хватка императора сделала своё дело: осколков было не счесть. Тем не менее, император был в хорошем расположении духа и приказал тут же выпускать такие стаканы в массы.

 Стаканы стали завсегдатаями натюрмортов из-за филигранной формы / Фото: vseonauke.com

Стаканы стали завсегдатаями натюрмортов из-за филигранной формы / Фото: vseonauke.com


Стало быть, посуда бьётся к счастью. И нет никаких сомнений, что в этом выражался вклад в появление гранёного классического стакана в центре Владимирской области. Спустя столько лет качество уже не могло подвести. 16 граней равномерно окаймляли стакан, создавая перед обедающим рабочим ощущение геометрически совершенного объекта.

При этом он был не слишком сложен структурно, чтобы устать рассматривать его, если вдруг покончил с трапезой раньше времени. Равномерный с каждой стороны, с величественно выступающим ободком в верхней части. Неслучайно принято считать, что в нём есть толика советской эстетики.

И чистый, и мутный, и заполненный чаем он был интересен для глаз. Ни внешний, ни внутренний разрушитель для него не срабатывал в большинстве случаев; кипяток не в силах был заставить его лопнуть. В поездах их помещали в узорчатые медные подстаканники, где в такт колёсам мерно дрожала ложка.

 Гранёный стакан всегда внушал определённые настроения / Фото: bogatyr.club

Гранёный стакан всегда внушал определённые настроения / Фото: bogatyr.club


Не слишком своевременные предположения о руке скульптора Веры Игнатьевны Мухиной сегодня также не рассыпаются в прах. В сороковых годах она и вправду активно пробовала найти особый подход к придирчивому или даже, вернее сказать, капризному материалу. Уже один этот факт подкрепляет теорию о её причастности к гранёному стакану, монолитному в практическом и материальном воплощении.

К слову, стакан содержал в себе идеологическую подоплёку. Шестнадцать граней - это не иначе как подсказка всем школьникам будущего о числе республик в составе СССР в те времена. Поэтому историю так часто ставят после перерыва на обед.

Неподкупный нрав уральского мастера Николая Славянова даже произвёл попытку создать гранёный стакан в металлическом воплощении, как и положено в уральских сказах. Чертежи того времени, сделанные его рукой, демонстрируют стаканы с десятью и даже тридцатью гранями из железа. Трудно представить, как быстро приходилось бы пить горячий чай из такого.

 Вершининские стаканы / Фото: www.livemaster.ru

Вершининские стаканы / Фото: www.livemaster.ru


Оптимальные пропорции гранёного стакана: 65 миллиметров в диаметре и 90 в высоте. Имеющий в наличии 16 граней и до краёв вмещающий ровно 250 миллилитров. Позднее появились модификации других водоизмещений, однако в памяти поколений идеально устаканился общепринятый образец. Он идеально вмещался в воспоминаниях, поскольку не казался ни слишком крупным, ни чрезмерно узким или, напротив, недостаточно громоздким. А ещё стакан казался очень советским, поскольку на дне была выгравирована цена: «7 копеек» или же «14 копеек». Как на всякой уважающей себя книге был напечатан ценник, или же любой гражданин чётко знал цену самому себе.

Задолго до его службы во славу республик, прежде чем он заключал их в себе самом, стакан берёг свои грани, и каждая из них была сама по себе. Невзирая на то, что они неизбежно примыкали одна к другой, хоть их не объединял единый поясок. Дамоклов меч или общий знаменатель совсем иначе бы смотрелся в натюрморте Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года. Дореволюционный гранённый стакан более вольный, раскрепощённый и в чём-то более изящный. Что делало его органичным на фоне цветов и утреннего стола. Возникала неспешность и здоровое безрассудство.

Если вам понравилась статья, не пропустите:
Зачем на борту самолёта пепельницы, если курить запрещено


Обратите внимание:







3089
15.08.2023 20:07
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё