Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Машины    





Когда происходят вооруженные конфликты, в ход идут лучшие образцы вооружения. Однако и они не всегда оказываются эффективными в определенных условиях - тогда-то и начинаются разработки нового оружия, которое должно помочь. Именно так и был создан проект по созданию машины с уникальной поражающей способностью. Речь идет о советском самолете М-25, который наградили весьма метким прозвищем - «Адский косильщик».


Так мог выглядеть самолет М-25. /Фото: infodays.ru

Так мог выглядеть самолет М-25. /Фото: infodays.ru


Согласно распространенному мнению, история этого уникального проекта могла не начаться, если бы не первый после Великой Отечественной войны вооруженный конфликт СССР с другим крупным государством. Речь идет о столкновениях на острове Даманский в 1969 году. Тогда использование танков не оказало должного эффекта, и советские пограничники понесли немалые потери, пока не применили системы залпового огня. Так стало ясно, что нужно искать новые способы массового поражения противника.

Конфликт на острове Даманский показали необходимость придумать новое оружие. /Фото: militaryarms.ru

Конфликт на острове Даманский показали необходимость придумать новое оружие. /Фото: militaryarms.ru


Советское командование впечатлилось результатами конфликта с китайцами, поэтому работа по созданию нового оружия развернулась масштабная. В частности, к разработкам было привлечено большинство НИИ и ОКБ Министерства обороны и отраслевых министерств СССР. Среди этого немаленького списка было и ОКБ В. М. Мясищева. Проект «самолета специального назначения» получил название «Тема 25», этот же номер позже был присвоен самолету в качестве индекса.

Большинство технических характеристик на тот момент были еще в разработке, однако поражающая сила будущего штурмовика уже была известна - ею должна была стать ударная война, возникающая при преодолении звукового барьера. Ее мощь настолько велика, что при бреющем полете на низкой высоте является смертоносным оружием для личного состава потенциального противника.

Один из предполагаемых схем будущего самолета. /Фото: dogswar.ru

Один из предполагаемых схем будущего самолета. /Фото: dogswar.ru


После проведенных в рамках проекта исследований в ЦАГИ были сформированы основные тезисы о конструкции и технических характеристиках. Самолет должен быть крупногабаритным с необходимым взлетным весом и достаточно мощными двигателями, которые бы обеспечили возможность достижение сверхзвуковой скорости на низкой высоте.

Кроме того, были продуманы решения касаемо основной функции этой машины - создание ударной волны необходимой силы. Для этого предусматривалось создание специальных элементов фюзеляжа, которые специалисты называют «волнообразователь». В качестве такого агрегата предлагалось использовать так называемый «неаэродинамичный» нос, так называемая схема «утка».

Чертеж М-25 с основными характеристиками. /Фото: topwar.ru

Чертеж М-25 с основными характеристиками. /Фото: topwar.ru

Однако уже на стадии выбора технологий для производства М-25 появились проблемы. Так, когда по задумке проектировщиков ОКБ Мясищева было предписана установка максимум четырех турбореактивных двигателей, стало ясно, что подходящих моторов в распоряжении авиаконструкторов попросту нет - на то время таких технологий еще не придумали.

Кроме того, проектировщики никак не могли остановиться на одном, максимально приемлемым техническим обликом будущего М-25. Другой серьезной проблемой была сложность в управлении проектируемого самолета. Так, в результате многочисленных проверок и исследований стало ясно, что единственным возможным вариантом является автопилот, однако тогдашний уровень технологий был недостаточно совершенным для конкретно этой цели.

Турбореактивные двигатели - залог эффективности Адского косильщика. /Фото: integral-russia.ru

Турбореактивные двигатели - залог эффективности Адского косильщика. /Фото: integral-russia.ru


В результате исследования по проекту «Адского косильщика» продлились до 1972 года, после чего были закрыты. Все документы с пометкой «Тема 25» были отправлены в архив под грифом «Секретно», и лишь не так давно часть бумаг была опубликована в общем доступе. О причинах неудачи проекта можно говорить много, однако одна из них довольно прозрачна - технологии конца 1960-х - начало 1970-х годов не были достаточно развитыми, чтобы реализовать столь амбициозный проект на практике.

Вариант внешнего вида М-25, созданный в наше время на основе опубликованных чертежей. /Фото: livejournal.com

Вариант внешнего вида М-25, созданный в наше время на основе опубликованных чертежей. /Фото: livejournal.com

Хочешь узнать, чем еще пополнилась армия Советского Союза после конфликта на острове Даманском? Тогда читай: «Пограничная бронелетучка», или Как в СССР дали вторую жизнь бронепоездам

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





26008
10.05.2020 21:23
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё