![](https://novate.ru/files/u40607/4060774327.jpg)
В Советском Союзе авиация развивалась семимильными шагами, а авиаконструкторы регулярно разрабатывали новые машины или модернизировали старые. Вот и в начале 1950-х гг. было решено заменить реактивный самолёт Ил-28 на более современную версию. Вот только оказалось, что сделать это не так-то просто: разработанный с этой целью околозвуковой бомбардировщик Ил-54 в итоге так и не приняли на вооружение.
![Нереализованный советский реактивный самолёт. /Фото: globalsecurity.org Нереализованный советский реактивный самолёт. /Фото: globalsecurity.org](https://novate.ru/files/u40607/il-54-image01.jpg)
Нереализованный советский реактивный самолёт. /Фото: globalsecurity.org
История этого ныне малоизвестного проекта началась в 1952 году, когда советским командованием было принято решение создать околозвуковой бомбардировщик, в качестве замены другой машины ОКБ С.В. Ильюшина - Ил-28. Дело в том, что на то время эта модель являлась одним из первых серийных реактивных фронтовых бомбардировщиков СССР. И хотя эксплуатировать его начали только в 1950 году, всего через пару лет решили заменить.
![Советский самолёт Ил-28. /Фото: wikipedia.org Советский самолёт Ил-28. /Фото: wikipedia.org](https://novate.ru/files/u40607/1024px-038_Harbin_H-5_PLAAF_3223304620.jpg)
Советский самолёт Ил-28. /Фото: wikipedia.org
Официально отсчёт разработке самолёта положило Постановление Совета министров СССР. Там же были прописаны некоторые требования к новой машине: так, по данным редакции Novate.ru, околозвуковой бомбардировщик должен был достигать скорости в 1,15, в условиях полёта на высоте 4 750 метров. Кроме того, будущий Ил-54 должен был быть способным преодолеть 2200-2500 километров за один рейс, неся на борту груз около трёх тонн. На выполнение госзаказа отводилось всего два года.
![Современный чертёж Ил-54. /Фото: globalsecurity.org Современный чертёж Ил-54. /Фото: globalsecurity.org](https://novate.ru/files/u40607/il-54-line2.gif)
Современный чертёж Ил-54. /Фото: globalsecurity.org
Во время работы по проекту специалисты КБ Илюшина столкнулись с рядом нюансом, среди которых проблемы со взлётом с грунтовых поверхностей. Тем более, что отдельные конструктивные особенности приходилось менять уже по ходу работ: например, если первоначально речь шла о низкоплане, то год спустя Илюшин лично изменил конструкцию так, чтобы из самолёта получился высокоплан, а также было решено отказаться от Т-образного оперения. Всего было разработано пять различных модификаций Ил-54.
![История Ил-54 закончилась, толком не начавшись. /Фото: war-book.ru История Ил-54 закончилась, толком не начавшись. /Фото: war-book.ru](https://novate.ru/files/u40607/00007514.jpg)
История Ил-54 закончилась, толком не начавшись. /Фото: war-book.ru
Экипаж самолёта состоял из штурмана, пилота и стрелка-радиста, которые располагались на креслах, оборудованных катапультой, причём этот процесс мог проходить по-разному: если катапультирование стрелка-радиста и штурмана производилось вниз, то пилот уходил наверх. Проверить машину в полёте впервые удалось 3 апреля 1955 года. Год спустя выпустили второй опытный образец, который отличался от предшественника доработанными узлами и другими авиадвигателями - АЛ-7Ф. Вот только проекту это толчок в жизнь не дало: оказалось, что ничего новаторского и улучшенного в сравнении с существующими моделями придумать так и не смогли, а потому в серийное производство Ил-54 так и не пошёл.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме: Ил-112: самолёт, который не должен был взлететь