Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Путник, которого судьба заносила в крупные портовые города, наверняка невольно встречал взглядом внушительного размера металлические диски, которые закреплены на канатах, держащих наиболее массивные суда на привязи. Они напоминают зажимы или некие фиксаторы, но неясно только одно: исходя из всего этого, как они могут контролировать такие громоздкие, корабли как круизные лайнеры и нефтяные танкеры? Один такой диск во много раз крупнее простой тарелки - под стать толстым и прочным канатам. Во многом необычайным представляется тот факт, что функция этих объектов - совершенно противоположная тем, что несёт домашняя посуда.


Первым делом, экипаж корабля, бросившего якорь в очередной гавани, пришвартовывает его, и (что бы вы подумали?) закрепляет на верёвках широкие диски, подобно клипсам. Случайный прохожий может сходу предположить, что это - некий фиксатор, который призван не давать канату распутаться и отпустить судно даже под напором чудовищных волн. Но с точки зрения законов физики с трудом можно соединить в голове выпуклые тарелки на тросах и прочность и без того надёжно пришвартованного к причалу корабля. В таком случае, что бы изменилось, если бы эти непонятные штуки вообще не устанавливали? С точки зрения любопытных и голодных мелких глаз, ждущих возможности юркнуть к источнику складируемого зерна - очень многое.

Выражение «бежать как крысы с корабля» давно ушло в обиход далеко вглубь материка, где оно осваивает уже совершенно иные просторы. Находчивые моряки тем временем давно решили избавиться от славы перевозчиков заразных грызунов. Так появились специальные устройства против незваных гостей, именуемые в народе «крысоотводами». В условиях никогда не прекращающихся перевозок зерна и всевозможных продуктов долгого хранения вредители всегда норовили прошмыгнуть на готовящееся к отплытию судно.

 Пароходы не застрахованы от ряда внешних угроз / Фото: dp.ru

Пароходы не застрахованы от ряда внешних угроз / Фото: dp.ru


Сберегающие устройства трудно назвать предохранителями, ведь поведение грызунов в большей степени непредсказуемо, в отличии от электрического тока, свойства которого подробно изучены. Тем не менее, в неугасаемой борьбе морских волков с крысами все средства хороши. Мышеловки как будто бы исчерпали себя, хоть и до сих пор предстают классическим методом сопротивления.

Случалось, что крысы обрубали острыми зубами проводку корабля, разрушая базовые системы энергообеспечения. Они несут с собой болезни с островов и континентов, которые отпечатываются в перевозимом товаре, на который успевают покуситься. Огромные диски, напоминающие спутниковые тарелки, конечно, преграждают основной возможный путь проникновения грызунов на борт корабля.

 Серым чужакам хватает ловкости, чтобы проникнуть на судно

Серым чужакам хватает ловкости, чтобы проникнуть на судно


Если вы обращали внимание, суда всегда стоят в отдалении от причала, причём довольно существенном. Если крыса и вправду вознамерилась проникнуть на грузовой танкер, ей придётся сначала плыть, а потом(хотя это уже трудно представимо) карабкаться по отвесному склону основания. Если в первом случае крысы умеют плавать, движимые желанием наживы, то во втором им придётся через многое пройти.

В общем, риски сразу заметно снижаются. Крепятся эти заграждения от крыс легко и прочно - о простоте эксплуатации свидетельствует тонкий разрез на каждом из дисков. По своим габаритам крысы, безусловно, бывают довольно крупными и даже пугающе крупными. Но всё же далеко не всем крысам удавалось миновать объёмный диск «крысоотвода». При всей обшарпанности и незаурядности идеи этого механизма, он прост и даёт некоторые условные гарантии защиты от внезапных вредителей.

 Тросы и диск против незваных гостей / Фото: polzam.ru

Тросы и диск против незваных гостей / Фото: polzam.ru


Полипропилен, из которого сплетены швартовые тросы, очень легко держится на поверхности воды, и открывает множество возможностей для проникновения паразитов на судно. Мосты могут ограничить лишь такие своеобразные тарелки. К слову, сами эти канаты хоть и достаточно прочные, но уязвимы к лучам ультрафиолета. Крысы же не в силах перегрызть прочные тросы, да и такой необходимости обрубать путь к бесплатной еде у них нет.

Препятствия порой пребывают в состоянии свободного вращения, что опять-таки сильно затормаживает крыс и мышей, ищущих съестное. Другой фактор, играющий с вредителями плохую шутку - материал, из которого диски и производят. Гладкая и скользкая поверхность металла в этом отношении более проверена, нежели пластик. Не за что схватиться - никаких даже мельчайших уступов такие пластины не предполагают.

 Швартовы / Фото: ru.wiktionary.org

Швартовы / Фото: ru.wiktionary.org


Важную роль играет диаметр углубления, расположенного внутри ограничителей. Опытные матросы, уже ощутившие когда-то коварство пронырливых созданий, выбирают отверстия среднего диаметра. Заграждения закрепляют иногда по нескольку штук на один канат: на разных участках. Крысам не чужды прыжки, в которых они также проявляют собственную изворотливость и прыть. Устанавливают препятствия в нескольких метров от причала, чтобы снизить возможность попадания на борт даже самых ловких грызунов.

Крысы заполонили сухогрузы и гигантские танкеры с незапамятных времён. Учитывая размеры плавучих колоссов, то нетрудно догадаться, что они изобилуют щелями и укромными уголками. Из года в год на суднах проводят специальные дезинфекции, чтобы успешно ликвидировать тараканов и крыс. На борт крупного лайнера даже берут ловчих кошек, чтобы выискивать неприятелей в районе камбуза - излюбленного места голодных крыс.

 Быть может, швартуясь без защиты, матросы рассчитывают на новых пассажиров / Фото: drikus.club

Быть может, швартуясь без защиты, матросы рассчитывают на новых пассажиров / Фото: drikus.club


Любопытно, что вредители не останавливаются ни перед чем на пути к съестным припасам. Тайком залезают в коробки и ящики, которые складывают в трюмы, и корабль заручается неожиданными пассажирами. В прошлые века крысы обустраивались на корабле с самого его начала постройки, когда он долго и кропотливо возводился на суше. Нет точных доказательств, но бытует мнение, что жадные до чужого добра твари вплавь добираются до якорного троса. По этому удобному канату они карабкаются на судно. Видимо, морякам придётся закреплять массивные диски и и на этих тросах. Впрочем, если спохватиться, в данном случае от них уже не будет пользы...

Если вам понравился материал, вас также может заинтересовать:
Как дальнобойщики применяют пустые бутылки в системе торможения


Обратите внимание:







3714
5.09.2023 20:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё