Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0

Подводные лодки могут иногда устраивать подводные «ДТП»/ Фото: aif.ru

Подводные лодки могут иногда устраивать подводные «ДТП»/ Фото: aif.ru

Не секрет, что большую часть нашей планеты занимает вода. Примерно 2/3 площади Земли покрыто Мировым океаном, покрывающим свыше 361 млн км кв. Казалось бы, в морских пучинах явно нет пробок, и вероятность столкновения судов друг с другом или с какой-либо преградой крайне низка. Однако такие ситуации все же случаются, а некоторые вовсе приводят к ужасающим последствиям. Рассмотрим подборку самых значительных столкновений подлодок за все время.


1. Дизельные подлодки Б-37 и С-350



Подводная лодка Б-37/ Фото: rg.ru

Подводная лодка Б-37/ Фото: rg.ru

Это происшествие случилось 11 января 1962 года в Баренцевом море, когда подлодка класса 641 Б-37 с дизельным силовым агрегатом планировала выйти в море. Однако во время планового осмотра плавсредства экипажем в торпедном отсеке произошло возгорание (по официальной версии, из-за проведения сварочных работ), в результате которого уже спустя 10 минут произошла детонация снарядов. Силой взрыва разорвало носовую часть подлодки, а детали столь громадной машины оказались разбросанными на 1 км.

Возле пирса находилась еще одна подлодка С-350, которая оказалась под воздействием взрывной волны и тоже потерпела различные разрушения. Это привело к затоплению первого и второго отсека, а также к гибели 11 человек экипажа. В отделениях кормовой части по-прежнему находились живые люди, но они оказались взаперти и утонули с субмариной, поскольку поисково-спасательные работы так и не были начаты. Жертвами трагедии стало 122 члена экипажа, и лишь одному человеку удалось выжить.

Официально считается, что причиной аварии стали нерегламентированные работы по обслуживанию субмарины с применением открытого пламени или выход из строя торпеды.

2. Столкновение союзников



Британская субмарина класса Vanguard/ Фото: royalnavy.mod.uk

Британская субмарина класса Vanguard/ Фото: royalnavy.mod.uk

В феврале 2010 года в водах Атлантического океана на огромной глубине произошло столкновение двух стратегических атомных подводных лодок, на борту которых были баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Речь идет о субмаринах стран НАТО – «Вэнгард» (Великобритания) и «Триумфатор (Франция).

На момент аварии на лодках находилось по 250 членов экипажа и по 16 МБР (межконтинентальных баллистических ракет). Каждая подводная лодка получила ужасающие повреждения. К слову, англичане были вынуждены буксировать подлодку в один из шотландских портов, тогда как французским морякам удалось добраться до бретонского Бреста собственным ходом.

Французская подлодка с баллистическими ракетами типа Triomphant/ Фото: topwar.ru

Французская подлодка с баллистическими ракетами типа Triomphant/ Фото: topwar.ru

Уже на следующее утро источник из британского ВМФ объявил прессе, что последствия от случившегося сложно даже представить. Вероятность ядерного взрыва минимальная, а вот риск утечки радиации достаточно высок. А если в результате аварии погиб и экипаж, и были утеряны ядерные торпеды, это могло бы стать бедствием национального масштаба.

Единственным объяснением происшествия является тот факт, что подлодки при погружении под воду становятся практически слепыми и ориентируются «на слух». Но даже несмотря на внушительную массу в тысячи тонн и крупные размеры, они могут развивать скорость в 30 и больше узлов, что сопоставимо с 60-75 км/ч. За обстановкой вокруг следят члены экипажа – акустики, которые, не снимая наушников, постоянно сидят перед экранами и отслеживают ситуацию за бортом.

Чтобы вовремя выявить вероятную преграду, им нужно обладать тончайшим слухом, а также уметь отличать шум винтов идентичной субмарины от движения стаи китов. Особую сложность представляет обнаружение других подводных лодок, на которых могут использоваться самые прогрессивные системы защиты от обнаружения. В их числе – специальное покрытие, подавляющее работу вражеских сонаров.

Безусловно, столкновение двух подлодок в необъятных просторах Мирового океана является крайне редким случаем и больше исключением из правил, но на практике это происходит. И даже самые точные расчеты и профессионализм экипажа не являются 100% гарантией защиты от таких аварий. К тому же подобным инцидентам способствует частое сближение двух подлодок в разведывательных целях.

3. Столкновения времен холодной войны



Советская подводная лодка 661А типа «Навага»/ Фото: warfor.me

Советская подводная лодка 661А типа «Навага»/ Фото: warfor.me

В газете New York Times за май 1975 года появилась статья, рассказывающая о сверхсекретной государственной программе США «Хоули Стоун», которая была запущена еще в 1960 годах и подразумевала постоянное отслеживание подлодок Советского Союза.

По этой причине американские субмарины часто приближались к советским на опасное расстояние, создавая прецеденты для подводных «ДТП». При этом действия советских моряков были аналогичными. Официально в период с 1964 по 1975 года в водах океана столкнулось 16 атомных подлодок США и СССР.

К примеру, в 1974 году субмарина 661А типа «Навага» (СССР), на борту которой находилось 16 межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, была протаранена американской АПЛ «Пинтадо». По счастливому стечению обстоятельств последняя не задела рубку, но нанесла серьезные повреждения корпусу. Члены экипажа двух подлодок остались живы, но сами субмарины требовали капитального и дорогостоящего ремонта.

Внешний вид «Наваги» оставлял желать лучшего, поскольку на огромной части корпуса находились критические повреждения, из-за чего он больше напоминал чешую рыбы, нежели часть военного корабля.

4. «Батон Руж и «Краб»



Повреждение рубки на российской подлодке «Краб»/ Фото: pikabu.ru

Повреждение рубки на российской подлодке «Краб»/ Фото: pikabu.ru

В начале 90-х в территориальных водах России недалеко от острова Кильдин в Баренцевом море проходили учения Северного флота, за которыми пристально следила АПЛ США «Батон Руж». Особый интерес американцев приковывала подлодка «Краб», которая стала ключевым звеном в новом проекте по производству серии подводных субмарин.

Именно поблизости от этой подлодки и крутилось американское судно. В один момент акустики «Батон Руж» утратили сигнал и перестали видеть «Краба», поэтому начали предпринимать попытки всплыть на перископную глубину. Но так случилось, что они очутились прямо над российской подлодкой, сделавшей аналогичный маневр.

«Краб» был рассчитан на эксплуатацию в суровых северных водах под толстым льдом, поэтому своим прочным корпусом из титана он буквально раздавил американскую АПЛ. Единственным спасением для последнего стала невысокая скорость движения «Краба». Российская же субмарина практически не пострадала, тогда как лодка США полностью пришла в негодность.

5. АПЛ К-324



К-234 на боевом дежурстве в Атлантическом океане/ Фото: densegodnya.ru

К-234 на боевом дежурстве в Атлантическом океане/ Фото: densegodnya.ru

Советская подлодка К-324 находилась на боевом дежурстве в Атлантике в 1983 году. Она выполняла отслеживание американских субмарин с целью выявления испытаний прогрессивной мониторинговой системы для выявления подлодок. Для выполнения этой задачи подводное судно буксировало за собой огромную антенну гидролокатора. И пока американцы проводили обучение, разбираясь, как искать советские подлодки, К-324, оказавшись под ними, регистрировала данные новой системы.

По стечению обстоятельств американская лодка вышла из зоны испытаний, а члены экипажа советской субмарины получили приказ вернуться на базу. Но когда они попытались тронуться с места, внутри начались такие вибрации, что было принято решение подключить турбину и подняться на поверхность. И, как оказалось, на винте была намотана та самая 400-метровая антенна.

Безусловно, всплывшая возле полигона США подлодка СССР была быстро замечена американцами, и они в кратчайшие сроки отправились к ней с целью вернуть свое имущество. Ситуация усугубилась до той степени, что американцы даже были готовы пойти на абордаж субмарины. Чтобы предотвратить попадание столь секретной и важной для СССР технологии в руки потенциального противника, власти поручили подорвать ее.

Другие столкновения



Американская субмарина «Кентукки»/ Фото: wikimedia.org

Американская субмарина «Кентукки»/ Фото: wikimedia.org

Подводные «ДТП» случались не только между американскими и советскими подводными лодками. Например, в 1998 году атомная субмарина США в 7 милях от побережья Южной Кореи утащила на дно рыболовецкое судно, выполняя маневр по всплытию на поверхность.

Спустя несколько месяцев в том же году произошло столкновение двух атомных подлодок «Сан-Хуан» и «Кентукки». Последняя находилась на поверхности воды, тогда как «Сан-Хуан» двигалась в толще.

Еще одно крупное столкновение подлодок произошло в 1969 году, когда АПЛ США «Гэтоу» наткнулась на советскую «К-19», выполняющую боевые упражнения на северном полигоне. До аварии члены экипажа подлодки СССР даже не догадывались, что поблизости находится субмарина американцев.

Советская подводная лодка К-19, спасенная мастерством капитана/ Фото: gazeta.ru

Советская подводная лодка К-19, спасенная мастерством капитана/ Фото: gazeta.ru

Подводники завтракали, когда почувствовали мощнейший удар по корпусу подлодки, двигающейся со скоростью 6 узлов. В результате субмарина начала погружаться на глубину. Ее удалось спасти только в результате слаженных и выверенных действий капитана Лебедько, давшего приказ запустить турбины и начать движение на полном ходу. После в базе подлодки были выявлены огромные вмятины, и лишь спустя много лет удалось узнать, кто стал виновником их появления.

Сейчас ситуация со слежением за российскими подлодками со стороны американцев никак не поменялась. В большинстве случаев 2-3 субмарины США находятся недалеко от баз РФ, что часто становится провоцирующим фактором для возникновения конфликтных ситуаций.

Ярким примером тому является инцидент в Баренцевом море, где производилась утилизация баллистических ракет в рамках соглашения СНВ-1. В проведении операции участвовала подлодка класса «Акула». И хоть комплекс мероприятий по ликвидации боеголовок происходил под наблюдением инспекторов из США, поблизости свободно курсировала АПЛ класса «Лос-Анджелес». Заставить ее покинуть зону опасного сближения смогли только пуски подводных гранат для предупредительных целей.



Интересно также узнать, как в подводных лодках поддерживают баланс чистого кислорода.


Обратите внимание:







1839
31.08.2023 12:20
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё