Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Разное    




Советский Союз принято считать закрытой страной, которая ни с кем не хотела коммуницировать. Но это было не так. В разные времена Москва старалась активно налаживать контакт с внешним миром и торговать с соседними странами. Какую же роль в этом сыграли «софики» и кто они вообще такие?


В 1963 году в Советском Союзе появляется «Совтрансавто». Эта компания являлась одним из крупнейших автоперевозчиков того времени. Чтобы устроиться туда на работу, нужно было пройти такой профотбор, которому даже не подвергались шпионы.

КАМАЗ фирмы «Совтрансавто» / Фото: vk.com/wall-158916468_60394?lang=en

КАМАЗ фирмы «Совтрансавто» / Фото: vk.com/wall-158916468_60394?lang=en


«Совтрансавто» были не самой обычной транспортной фирмой. Данная компания являлась своеобразным сухопутным «Аэрофлотом». Длинные фуры ездили еще в далеком 1933 году. Но тогда транспортная задача этих машин ограничивалась только доставкой топлива в Монголию. Тогда водители заказы выполняли через Чуйский тракт. Как только наступает хрущевская оттепель, то фирма старается расширить сферы своего влияния и уже доставлять топлива практически во все соцстраны. С наступлением 1963 года появляется «Совтрансавто». Она преобразовывается из Кунценского автохозяйства.

На начальном этапе своего развития компания имела на вооружении только простенькие МАЗы и КАМАЗы. С течением времени инженеры понимают, что в грузовики нужно добавлять больше комфорта, ведь они ходили на самые дальние расстояния. Эту проблему берется решать само руководство СССР. Они разрабатывают государственный план, который регулировал производство специальных грузовиков именно для «Совтрансавто».

Новый Mercedes-Benz в советской компании / Фото: drive2.ru

Новый Mercedes-Benz в советской компании / Фото: drive2.ru


Уже в 1973 году в компанию поступает сотня новых грузовиков под названием Volvo. Они имели при себе французские и немецкие полуприцепы. Чуть позднее, в 1975 году, к ним добавляются и новые Mercedes-Benz. Иностранные фуры это хорошо, но и от советских отказываться компания не собиралась. В 1980-х годах к большому автопарку добавляются и новые МАЗы. Продукты в замороженном состоянии фирма перевозила только исключительно на Skoda. На таких грузовиках стоял специальный рефрижератор ALKA.

Пик развития «Совтрансавто» пришелся на 1980-е года. В то время компаниия включала в себя около 12-ти предприятий в самых больших городах Советского Союза и союзных республик. География фирмы выходила далеко за пределы СССР и распространялась на Францию, Австрия, Данию и Бельгию. В штате насчитывалось около 15 000 сотрудников. Самих водителей было 7 000.

«Софики» осматривают новые грузовики / Фото: bangkokbook.ru

«Софики» осматривают новые грузовики / Фото: bangkokbook.ru


Устроиться работать в такую компанию водителем считать очень престижно. Ведь многое можно отдать за то, чтобы побывать в различных местах, которые были недоступны обычному гражданину. Но было не все так просто и ответственность на водителей лежала огромная. Советский человек, который побывал в капиталистических странах приравнивался в то время почти к космонавту. На водителей из СССР много внимания обращали иностранные граждане. Просто так выйти покурить около фуры, водителю было нельзя. Ведь это подрывало его авторитет. «Софики» - это международные шофёры. Они были должны хорошо себя вести и не позволять вольностей. Выглядели водители тоже отлично.

У них была белая рубашка с красивым галстуком и похожая на военную форма с золотыми пуговицами. Еще символичным предметом у «софиков» была и фуражка. Иностранцы хорошо относились к советским водителям и оказывали им почет не ниже, чем у пилотов самолёта.

Водители в характерных фуражках / Фото: 5koleso.ru

Водители в характерных фуражках / Фото: 5koleso.ru


Отсюда и самые высокие критерии отбора на работу. Сюда мог попасть не каждый. Престижным водителем мог стать только член КПСС и только гражданин состоящий в браке. Также у него не должно быть родственников заграницей. Сюда добавлялось владение иностранным языком, езда без различных аварий на протяжении 5-10 лет и первый класс вождения. Но даже если водитель имел такие навыки, заграницу его отправляли не сразу. На начальном этапе ему нужно было исколесить весь СССР и только потом ему могли доверить зарубежный маршрут. Проверка внутренними рейсами проходила на протяжении десяти лет. Некоторые охарактеризовали это, как офицерскую муштру или курсы в школе разведки.

Будущих зарубежных водителей днями старались натаскивать для вождения на грузовике и для соблюдения правил проезда таможни. Многих обучали разговорным иностранным языкам и терминам, которые пригодились бы на дороге. К обучению активно привлекали представителей государственной безопасности. Они рассказывали шоферам о том, как нужно себя вести с иностранцем при встрече.

Ремонт автотранспорта фирмы «Совтрансавто» / Фото: news.ati.su

Ремонт автотранспорта фирмы «Совтрансавто» / Фото: news.ati.su


Водители, которые шли устраиваться в эту компанию, понимали, что из жизнь теперь под пристальным вниманием КГБ. В то время особо ценили два «софика» на одну семью, к примеру отец и сын. С ними старались сдружиться, чтобы впоследствии им сумели достать заграничные товары - джинсы, пластинки, жвачку и другие блага. Водители сильно старались не рисковать, покупая заграничные товары. Ведь если он попадался на мелочи, его тут же исключали из престижной компании.

Одного из шофёров отстранили от работы, когда обнаружили в его грузовике журнал с элементами эротики. Контрабандные товары старались пресечь максимально жестко. Но сильно водителей не ограничивали. Им позволялось купить магнитофон, японские часы или австрийский ковер.

Грузовик авторитетной советской компании / Фото: operevozke.ru

Грузовик авторитетной советской компании / Фото: operevozke.ru


Как только водитель, что-то покупал, тут же должен был написать письменную объяснительную. Водители с опытом могли иногда обходить таможню без проблем и провозить исключительные товары. Например шофера часто провозили валюту, они ее закапывали под какой-нибудь березкой около таможни и с каждым рейсом опустошали.

«Совтрансавто» просуществовало до 1988 года. Компания имела максимальное финансовое влияние, но с началом процесса развала страны, постепенно разваливалась и сама фирма. Она выжила, но уже не имела такого сильного авторитета как при СССР.

На Noveta.ru также есть интересный материал про 10 легендарных советских грузовиков.


Обратите внимание:







10689
24.02.2024 12:40
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё