Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Сколь бы большим ни был Советский Союз, он не мог производить абсолютно всё, в том числе и военную технику. Где-то не хватало ресурсов, где-то специалистов, где-то производственных мощностей, а в ряде случаев вмешивалась политика. Именно по этой причине часть своих военных кораблей Советы приобрели за рубежом.


1. Спасательные буксиры Р-5757

Буксир СБ-131 «Николай Чикер»./ Фото: muegn.ru

Буксир СБ-131 «Николай Чикер»./ Фото: muegn.ru


В конце 1980-х годов Советскому Союзу потребовались очень необычные корабли – буксиры, способные самостоятельно работать в открытом океане и выполнять спасательные миссии. Хоть они и не являлись боевыми, также предполагалось, что они могут быть использованы для спасения военных кораблей. При этом собирались построить два буксира и оснастить их спасательным оборудованием по последнему слову техники. Причин для этого было несколько: из-за отсутствия специализированных верфей строить подобные корабли было негде, возводить верфи дорого, да и качество бы пострадало.

Буксир СБ-135 «Фотий Крылов»./ Фото: fleetphoto.ru

Буксир СБ-135 «Фотий Крылов»./ Фото: fleetphoto.ru


Спасательные буксиры «Николай Чикер» и «Фотий Крылов», спущенные на воду в 1989 году, имели длину чуть больше 97 метров и водоизмещение 5250 тонн. Они оснащались двумя винтами диаметром 3 метра, каждый из которых приводил в движение двумя дизель-редукторными агрегатами суммарной мощностью 24480 лошадиных сил, что позволяло развить буксиру тяговое усилие в 250 тонн. Спасательные буксиры имели едва ли не лучшее оснащение: барокамеры, мощные металлоискатели, оборудование для подводной сварки и резки, машины для размытия грунта, мощные лебёдки, пожарное оборудование и дистанционные дроны с видеокамерами. В задней части палубы даже оборудовали вертолётную площадку.

2. Малые противолодочные корабли (1331-М)

МПК «Алексин»./ Фото: goodfon.ru

МПК «Алексин»./ Фото: goodfon.ru


Противолодочные корабли проекта 1331-М тоже строились за рубежом, но причина была немного другой. Конечно, были и финансовые трудности, ведь для их постройки потребовалось бы модернизировать верфи и производственные мощности, но главный вопрос был в сотрудничестве между СССР и ГДР. В то время как раз реализовывалось много проектов по взаимопомощи, обмену опытом и технологиями, и строительство противолодочных кораблей стало одним из них. В ГДР как раз были подходящие производственные мощности, а обмен опытом между специалистами стран Варшавского договора способствовал укреплению этого союза и поднятию уровня обороноспособности.

МПК проекта 1331-М./ Фото: mavink.com

МПК проекта 1331-М./ Фото: mavink.com


Основой для новых кораблей стали советские МПК проекта 1124 «Альбатрос», совместно переработанные германскими и советскими специалистами. В изначальном варианте они разрабатывались для ГДР, стран Варшавского договора и для продажи, а уж на их основе и создали проект 1331-М. Корабли для ГДР и СССР получились практически идентичными, различия были лишь в системах вооружения и в навигационном оборудовании. Малый противолодочный корабль имел длину 75 метров, экипаж в 57 человек и мог находиться в плавании до одной недели. Корабли были оборудованы системами РЭБ и радиоэлектронной разведки, а их вооружение составляли пусковые системы для зенитных ракет «Стрела» и «Игла», торпедных аппаратов, бомбомётов калибра 213 миллиметров и глубинных бомб. На текущий момент таких кораблей на вооружении ВМФ России осталось около полудесятка.

3. Большие десантные корабли проекта 775

БДК «Пересвет» и «Адмирал Невельской»./ Фото: dzen.ru

БДК «Пересвет» и «Адмирал Невельской»./ Фото: dzen.ru


По тем же самым причинам большие десантные корабли проекта 775 создавались в Польше, а не в Советском Союзе. Определяющим моментом послужила скорость исполнения заказа: производство и верфи не нуждались в дополнительном переоснащении, имелись хорошие специалисты, а уровень работ был на высоте. Первый корабль этого проекта был спущен на воду в 1974 году, на его завершение потребовалось четыре года, а уже в 1978 его приняли в эксплуатацию. Всего было построено 28 кораблей, и часть из них до сих пор находятся в эксплуатации.

БДК проекта 775./ Фото: armedman.ru

БДК проекта 775./ Фото: armedman.ru


Возможности больших десантных кораблей были более чем достаточными для нужд военных. Дальность плавания составляла от 3500 до 6000 миль, а скорость хода — до 17,5 узла. При этом корабль имел неплохую вместимость, на нём можно было перевозить 340 человек вместе с десятком средних танков или 12 единицами бронетехники. Для защиты на них устанавливалось артиллерийское вооружение (57-миллиметровые пушки), пусковая установка А-215 «Град-М» и зенитное вооружение, а заведовала всем этим система управления огнём «Вымпел». БДК неоднократно использовались для десантирования во время учений и боевых миссий, а в некоторых случаях и для эвакуации боевых частей и мирных жителей. В частности, они задействовались для снабжения частей на Курилах и Камчатке, в Эфиопии, в Югославии, в Грузии и в Ливии.

4. Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»./ Фото: airbase.ru

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»./ Фото: airbase.ru


Решение о старте проекта 20И по строительству эсминцев было принято в 1934-1935 году, но уровень развития кораблестроения в СССР в то время был недостаточно высоким, чтобы отечественные специалисты справились с такой задачей. Боевой корабль строить было негде и некому, поэтому было решено обратиться за помощью к итальянской компании. В том же году с компанией «Odero Terni Orlando» заключили договор, по которому итальянские специалисты должны были не только спроектировать корабль и построить его, но и передать советским конструкторам и инженерам соответствующие технологии. Таким образом отечественные кораблестроители должны были получить целый пакет знаний, необходимый для постройки военных кораблей и развития отрасли в целом. К тому же после завершения всех работ и приёмки эсминца итальянцы должны были построить ещё один корабль, но уже в Советском Союзе, выполняя роль инструкторов и консультантов.

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»./ Фото: wikipedia.org

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент»./ Фото: wikipedia.org


Корабль заложили на итальянской верфи в начале 1937 года и построили на удивление быстро, спустив на воду уже в конце декабря. При стандартном водоизмещении 4175 тонн его длина составляла 139,7 метра, ширина — 13,7 метра, а осадка — 4 метра. С помощью паротурбинной установки мощностью 130000 лошадиных сил он мог развить скорость до 43 узлов, а при крейсерской скорости 25 узлов мог пройти 5 с лишним тысяч миль.

На палубе ЛЭ «Ташкент»./ Фото: airbase.ru

На палубе ЛЭ «Ташкент»./ Фото: airbase.ru


Единственное, чего не сделали итальянские мастера, так это не установили на «Ташкент» вооружение, этим с самого начала собирались заняться советские специалисты. Почти полтора года потребовалось, чтобы завершить эскадренный миноносец, и в 1939 году он был отправлен в Чёрное море. Для проведения испытаний на него временно установили 130-миллиметровые одноствольные орудия, а окончательно вооружили только перед самым началом Великой Отечественной войны. Его артиллерийское вооружение составили башенные установки Б-2ЛМ, каждая с двумя орудиями калибра 130 миллиметров, и 76-миллиметровую пушку. Также на палубе поставили три торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и рельсы для установки мин. Для защиты от воздушных атак использовались шесть пулемётов калибра 12,7 миллиметров и шесть 37-миллиметровых пушек.

Повреждённый «Ташкент»./ Фото: dzen.ru

Повреждённый «Ташкент»./ Фото: dzen.ru


ЭЛ «Ташкент» активно использовался во время боевых действий для конвоирования грузовых и пассажирских судов, в боевых операциях и для установки мин. Он отлично показал себя во время обороны Севастополя и Одессы, а в 1942 году был затоплен прямым попаданием авиабомбы.

За долгие годы российский флот пополнился немалым количеством боевых кораблей, и многие из них обладают серьёзным потенциалом, не говоря уже о новейших разработках последнего времени.


Обратите внимание:







1189
9.12.2024 09:50
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё