Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Несмотря на настоящий шквал критики, в том числе и со стороны американских экспертов и СМИ, истребитель F-35 пока что остаётся самым совершенным представителем пятого поколения. В него вложили много новых технологий, а хотелки военных превратили истребитель в очень дорогую игрушку.


Зачем вообще понадобился F-35

Истребитель F-35 Lightning II./ Фото: dzen.ru

Истребитель F-35 Lightning II./ Фото: dzen.ru


В 1993 году Соединённые Штаты запустили программу Joint Strike Fighter, в её рамках собирались разработать новейший истребитель, который буквально должен был творить чудеса. Причин для этого было много, а самое главное, что к этому проекту приложили руку не только ВВС, но также армия и военно-морской флот. Имеющиеся в наличии боевые самолёты изрядно устарели, а самый распространённый F-16 давно перестал удовлетворять потребности военных. К тому же ВМС хотели заполучить новый палубный истребитель, морской пехоте тоже нужен был боевой самолёт, да и армия хотела получить машину, которая хоть немного могла бы выполнять функции устаревшего штурмовика A-10 Thunderbolt II. Запросов было много, и правительство Соединённых Штатов, чтобы не выделять огромные средства на создание нескольких боевых самолётов, приняло решение построить один, но многоцелевой истребитель.

F-35B морского базирования./ Фото:youtube.com

F-35B морского базирования./ Фото:youtube.com


В итоге получилось целых три модификации. F-35A стал стандартным истребителем ВВС, F-35B предназначался для морской пехоты, мог выполнять вертикальную посадку и требовал менее длинной взлётно-посадочной полосы, а палубная версия F-35C должна была поступить на вооружение военно-морских сил. Фактически это был один и тот же истребитель, и различия между ними были минимальными, что позволяло сократить расходы на производство и эксплуатацию. Тем не менее самолёт получился очень дорогим.

Почему так дорого

В кабине экраны вместо приборов./ Фото: topwar.ru

В кабине экраны вместо приборов./ Фото: topwar.ru


Конечно, истребители F-35 получились не настолько дорогими, как F-22, но их цена всё равно оказалась немаленькой. В зависимости от модификации новый истребитель стоил от 80 до 115 миллионов долларов, а его эксплуатация в итоге выходила гораздо дороже. Даже час вылета стоил 38 тысяч долларов, не говоря уже о внеплановых ремонтах. Впрочем, подобная цена вызывает удивление только на первый взгляд. Уж слишком много от истребителя хотели заказчики, поэтому разработчикам пришлось изрядно напрячься, чтобы удовлетворить все предъявленные им требования. Сложность конструкции F-35 выросла в разы как раз из-за того, что инженерам пришлось объединять в пределах одного самолёта многочисленные функции, поскольку истребитель должен был заменить собой сразу несколько боевых машин.

Виртуальный шлем./ Фото: theaviationist.com

Виртуальный шлем./ Фото: theaviationist.com


Как бы то ни было, но полученная цена не стала окончательной. Первые готовые истребители пятого поколения F-35 Lightning II поступили в эксплуатацию в 2015 году, на них проходили обучение пилоты, но процесс разработки не прекращается и по настоящее время. Производство до сих пор не завершено, и за прошедшие годы компания Lockheed Martin успела выпустить несколько серьёзных обновлений для своего самолёта. Наверное, самым главным стало обновление программного обеспечения для бортовых систем. Вместе с ним F-35 получил поддержку новых ракет, таких как AIM-260 JATM класса «воздух-воздух», ему повысили точность работы всех внешних датчиков и радаров, была улучшена работа виртуального шлема пилота. Помимо этого, оптимизировали стелс-систему, включая материал покрытия и базовую конструкцию, увеличили боевую загрузку и расширили номенклатуру используемых боеприпасов, усовершенствовали систему радиоэлектронной борьбы, улучшили взаимодействие с беспилотными системами и другими истребителями.

Истребители F-35./ Фото: topwar.ru

Истребители F-35./ Фото: topwar.ru


Все обновления компоновались в пакеты и интегрировались в уже существующие истребители, а новые же получали их по умолчанию на заводе. Разумеется, все они стоили немалых денег, а с усложнением технологий цена росла очень быстро. Насколько больше цена современного истребителя F-35 по сравнению с первоначальной версией, неизвестно, но маленькой эта цифра быть никак не может.

За что платили

F-35 на лётном поле./ Фото: pinterest.com

F-35 на лётном поле./ Фото: pinterest.com


После многочисленных обновлений истребитель F-35 Lightning II может нести на себе практически все виды оружия, которые используются для нанесения воздушных ударов, в том числе и высокоточное. Правда, не в этом его основное преимущество. Главное в нём – уникальное сочетание вычислительных способностей и бортовой электроники, благодаря чему он превратился в летающий компьютер с самым широким функционалом. Бортовой компьютер интегрирован с системами пилотирования и может управлять полётом вместо пилота, не забывая при этом выполнять боевые задачи, следить за окружающей обстановкой и собирать разведданные.

Пилот истребителя./ Фото: hight3ch.com

Пилот истребителя./ Фото: hight3ch.com


1. Сбор информации от внешних систем. Согласно данным из открытых источников, вся информация с внешних сенсоров, в том числе с радиолокационной станции и инфракрасных камер, стекается к бортовому компьютеру, а тот её систематизирует и использует для обнаружения угроз, сопровождения и распознания целей, а также для наведения. Детальной технической информации нет, но предполагается, что интеллектуальная система умеет самостоятельно определять приоритетность целей и открывает огонь по команде пилота.
2. Истребитель может поддерживать связь с наземными командными пунктами, с оснащённой соответствующим оборудованием наземной техникой, с кораблями, с другими самолётами и беспилотниками. При этом он получает дополнительную разведывательную информацию и передаёт уже собранную, а также может служить командным центром для координации действий.
3. Самолёт оснащается шестью инфракрасными камерами, которые обеспечивают круговой обзор и служат для обнаружения самолётов и ракет. Бортовая система из полученных данных строит панораму, а пилот может ею свободно пользоваться при помощи виртуального шлема. Получается так называемый эффект прозрачного самолёта.
4. Истребитель оснащён развитой системой оптико-электронного наведения и умеет использовать её для воздушных и наземных целей. Причём к ней могут быть привязаны все имеющиеся в наличии системы вооружений: и высокоточные ракеты, и управляемые бомбы.

Недостатки не в счёт?

Истребители F-35./ Фото: pinterest.com

Истребители F-35./ Фото: pinterest.com


К сожалению, о лётных и боевых качествах истребителя F-35, особенно в его современной модификации, ничего неизвестно. Лётные достижения самолёта держатся в строжайшем секрете, но проскальзывала некоторая информация о том, что в ближнем бою он сильно уступает старому F-16. Также бытует мнение, что на ведение ближнего боя самолёт вообще не рассчитывался, но это лишь неофициальная информация и слухи. Тем не менее у него есть и другие недостатки, о которых известно доподлинно, к примеру, гонка за многозадачностью привела к жёстким ограничениям в работе двигателя и к невозможности пользоваться форсажем дольше нескольких минут. Без форсажа на сверхзвуке F-35 летать не умеет.

Момент запуска ракеты./ Фото: mail.ru

Момент запуска ракеты./ Фото: mail.ru


Тем не менее основные преимущества F-35 лежат в использовании интеллектуальных бортовых систем и координированном нанесении ударов. К тому же инженеры сделали большой упор на совершенствование систем малозаметности и снижении видимости, что даёт большие преимущества в нанесении ракетно-бомбовых ударов с расстояния. Это как раз тот случай, когда недостатки хорошо компенсируются.

В отличие от американского истребителя, российское пятое поколение пошло по несколько иному пути. Разработчики Су-57 сделали акцент на двигателях, скорости, маневренности и более узкой специализации, и теперь российский истребитель сможет летать на сверхзвуке без форсажа.


Обратите внимание:







1749
24.01.2025 16:20
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё