Во второй половине 1980-х годов инженеры Минского автомобильного завода взялись за разработку нового седельного тягача. Экспериментальный образец был готов к моменту распада страны Советов и получил злободневное и воодушевляющее название «Перестройка». По злой иронии судьбы перспективный тягач в скором времени окажется там же, где и некогда великая страна – на обочине истории. Что же представляла собой «Перестройка» на колёсах? Вот несколько занятных фактов.
1. Конструкция
Очень необычная машина. |Фото: shnyagi.net.
Внешний дизайн МАЗ-2000 «Перестройка» — это лишь вершина айсберга. В первую очередь тягач был интересен своей внутренней начинкой. Дело в том, что МАЗ-2000 был модульной машиной с возможностью перестроения. Так, машину из седельного тягача можно было достаточно легко и быстро переоборудовать в обычный грузовик. Также конструкция позволяла подключать специальные моторные тележки в помощь основному силовому агрегату.
2. Высокая аэродинамика
Лучше аэродинамика. |Фото: Twitter.
В конце 1980-х годов МАЗ-2000 был грузовой машиной с одним из лучших показателей аэродинамики в мире. Добиться этого удалось, в том числе благодаря тому, что кабина и грузовой отсек образовывали фактически единую конструкцию. Свою лепту вносила и конструкция самой кабины, которая состояла как бы из двух половинок.
3. Поворотный механизм
Уникальный поворотный механизм. |Фото: auto.vercity.ru.
У МАЗ-2000 был весьма специфический поворотный механизм. Он вращал не колеса отдельно, а всю тележку разом. Идеи создания седельного тягача с такой конструкцией появлялись давно. Сначала в США, затем в Германии. Однако, до 1980-х годов никто так и не смог воплотить поворотный механизм с подобной организацией в металле. Советские инженеры в этом отношении оказались впереди всей планеты.
4. Компоновка
Уникальная компоновка. |Фото: 123ru.net.
Расположение элементов конструкции в МАЗ-2000 сильно отличается от компоновки любого другого седельного тягача на рынке. Чего стоит только тот факт, что тяга в «Перестройке» передавалась от двигателя к передним колесам! Кстати, в движение экспериментальный грузовик приводился уже не отечественным двигателем, а установкой MAN D2866 с мощностью 290 л.с. Работал двигатель с советской коробкой передач разработки самого МАЗ.
5. Внутреннее убранство
Салон удивил даже европейцев. ¦Фото: televid.by.
Для советских дальнобойщиков новый МАЗ стал приятным открытием. В машине был комфортабельный салон, кондиционер и современный жилой модуль. Кое-чем МАЗ-2000 удивил даже западных конструкторов. Например, уже в 1980-х годах в этом тягаче имелись камеры заднего вида.
Увы, седельный тягач оказался слишком сложным и дорогим в производстве для своего времени. На фоне минского «дальнобойщика» меркли многие другие отечественные и иностранные проекты седельных тягачей того времени. Распад Советского Союза проекту на пользу предсказуемым образом также не пошел. В итоге машина оказалась забыта. Что, впрочем, не помешало иностранным компаниям уже в 1990-е годы «растащить» перспективный МАЗ на патенты.
Видео с нашего канала расскажет о том, куда пропали тысячи американских грузовиков, поставленных в СССР по Ленд-лизу:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, что представляет из себя «пятерка» советских грузовиков, о которые большинство и не слышало.