Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Советские конструкторские бюро всегда были богаты на талантливых специалистов, предлагавших неординарные решения серьёзных проблем. Так появился и Ту-128, очень необычный барражирующий истребитель-перехватчик, который разительно отличался от всех прочих военных самолётов.


Предпосылки



На рубеже 1950-1960 годов, ещё до начала эры баллистических ракет, единственным эффективным способом доставки ядерного оружия к цели являлись стратегические бомбардировщики. Фактически они были воплощением передовой технической мысли, поскольку должны были летать как можно выше и быстрее, чтобы они могли успешно миновать практически любую систему ПВО. Поэтому их перехват на границе государства представлял большую проблему, и решить её было крайне сложно.

Дальний бомбардировщик Ту-22./ Фото: aviationunion.ru

Дальний бомбардировщик Ту-22./ Фото: aviationunion.ru


При настолько большой протяжённости границы физически было невозможно прикрыть её средствами радионаблюдения и противовоздушной обороны, особенно дальние рубежи. В частности, север страны был самым незащищённым из-за крайне жёстких погодных условий, практически полного отсутствия дорог и очень маленького числа военных баз. Вероятность нанесения удара с этого направления была крайне высокой, и в неблагоприятных обстоятельствах предотвратить его было бы очень сложно.

Бомбардировщик Boeing b-29 Superfortress./ Фото: gunsfriend.ru

Бомбардировщик Boeing b-29 Superfortress./ Фото: gunsfriend.ru


Единственным вариантом это сделать был самолёт, способный работать на дальних расстояниях и обладающий соответствующим вооружением – ракетами «воздух-воздух». Разумеется, в распоряжении Советского Союза такого самолёта не было. По дальности действия идеально подходил бомбардировщик, но у него была совершенно другая специфика, и он не годился для обозначенных целей. В свою очередь, истребители были идеальным вариантом, но они не могли базироваться слишком близко к границе. Военно-воздушные базы находились очень далеко, и радиуса действия истребителей катастрофически не хватало даже для выполнения срочных миссий, не говоря уже о постоянном патрулировании границ. Когда перед конструкторским бюро Туполева (ОКБ-156) поставили эту задачу, над её решением долго не думали и пошли по самому лёгкому пути – объединили качества двух типов самолётов. Так появился очень странный самолёт, барражирующий истребитель-перехватчик.

Ту-128

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-128./ Фото: war-book.ru

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-128./ Фото: war-book.ru


Прототип был готов во второй половине 1960-го года, и он не выглядел, как перспективный истребитель, который желало получить Министерство обороны. Он больше походил на бомбардировщик Ту-22. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, ведь Ту-128 построили именно на его основе. Таким образом конструкторы пытались компенсировать недостаток радиуса действия. Как показала практика, им это удалось, но за такие достижения пришлось заплатить довольно высокую цену.

Ту-128 разрабатывался на основе бомбардировщика./ Фото: news-life.org

Ту-128 разрабатывался на основе бомбардировщика./ Фото: news-life.org


Поскольку базовая конструкция Ту-128 досталась от бомбардировщика, от него он унаследовал не только плюсы, но и минусы, такие как недостаточно высокую скорость полёта, а также весьма посредственную маневренность. Фактически новый истребитель-перехватчик не мог вести воздушный бой и представлял собой лёгкую мишень для истребителей противника. Впрочем, проблемой это не являлось: стратегические бомбардировщики потенциального врага всё равно не имели бы эскорта, поскольку истребители не могли летать на такие же большие расстояния. Это в немалой степени повлияло на вооружение Ту-128: у него категорически отсутствовали пушки, зато на борту имелись четыре ракеты класса «воздух-воздух», с помощью которых и планировалось сбивать стратегические бомбардировщики.

У самолёта было несколько крупных недостатков./ Фото: dzen.ru

У самолёта было несколько крупных недостатков./ Фото: dzen.ru


Поскольку слишком уж удалённые от цивилизации районы могли и не перекрываться радиолокационными станциями дальнего обнаружения, самолёт имел возможность искать цели и наводиться на них самостоятельно. Конечно, его могли вести наземные РЛС или же самолёты ДРЛО, которые были в состоянии обнаружить стратегические бомбардировщики на подлёте, но искать цели Ту-128 мог и самостоятельно. У него на борту имелась собственная радиолокационная станция с дальностью действия до 50 километров. Поэтому во время дежурства они сами сканировали окружающее пространство на наличие вражеских самолётов, если не могли полагаться на поддержку извне. Они также справлялись, если с земли передавали только общий район поиска.

Кабина была непривычной и ставила лётчиков в тупик./ Фото: topwar.ru

Кабина была непривычной и ставила лётчиков в тупик./ Фото: topwar.ru


Лётные испытания начались летом 1961 года, и по словам лётчиков-испытателей, самолёт оказался на удивление интересным, хоть и не обошлось без больших сложностей. Фактически конструкторы попытались объединить в одной машине черты бомбардировщика и истребителя, поэтому в его конструкции было несколько особенностей, от которых избавиться так и не удалось. Первая из них – чрезвычайно высокая сложность. Из-за этого производство обходилось очень дорого, что и послужило одной из причин его закрытия. Несмотря на все свои преимущества, всего собрали только 198 самолётов.

На большой высоте Ту-128 летал лучше всего./ Фото: royfc.com

На большой высоте Ту-128 летал лучше всего./ Фото: royfc.com


Вероятно, самым главным недостатком стала сложность управления: без предварительного обучения нормально пилотировать Ту-128 нем мог ни один пилот. Даже рычаги управления у него были другие: вместо одной рукоятки установили штурвал, внизу располагались педали для тормоза, прямо как в автомобиле. Ко всему прочему непосредственно самолёт был довольно массивным, распределённые топливные баки опустошались неравномерно, а во время посадки управляемость серьёзно уменьшалась. Всё это в совокупности привело не к одной аварии и вынудило выпустить учебный самолёт. Конечно, проблему это не решил, несмотря на несколько усовершенствований и тщательную подготовку пилотов. Летать на барражирующем истребителе-перехватчике было сложно, но он показывал отличные результаты.

Сейчас самолёт стал историей./ Фото: aviarestorer.ru

Сейчас самолёт стал историей./ Фото: aviarestorer.ru


По техническим и экономическим причинам производство было остановлено в 1970 году, а эксплуатация продолжилась вплоть до 1990. Возможности Ту-128 оценили сразу же, как только началась их эксплуатация, и от них не собирались отказываться несмотря на все имевшиеся трудности. Самолёты имели большой радиус действия, поэтому могли долго находиться на боевом дежурстве с полным вооружением.

В разработку бомбардировщиков всегда вкладывалось немало усилий и средств, а некоторые из них выделяются даже на фоне своих впечатляющих одноклассников.


Обратите внимание:







7977
26.02.2024 11:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё