Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    

 Режим форсажа впечатляет не только своей мощью, но и эстетически. / Фото: topwar.ru

Режим форсажа впечатляет не только своей мощью, но и эстетически. / Фото: topwar.ru

Внезапный и сверхскоростной по нашим меркам, и просто быстрый по меркам истребителей скачок в пространстве совершается благодаря усилиям реактивных двигателей. Так называемый форсаж производится в случае необходимости, когда совершается манёвр, разгон или просто поднятие самолёта в небо. Такая сила впечатляет: стоит только вообразить, какая мощность нужна, чтобы сдвинуть огромный железный механизм с места, причём сделать это весьма быстро. Взлёт истребителя – лишь одна из сложных операций, самое интересное наступает, когда он готовится к бою, и тут он чаще всего не преминет воспользоваться реактивными турбинами.

То, ради чего многие мечтали стать военным лётчиком и в то же время то, что заставило не раз застыть кровь в их жилах, когда они всё-таки ими стали – это, без сомнения, особенный режим реактивных двигателей. Хотя называть форсаж особенным несколько странно, учитывая что он используется довольно часто. Но и в нашей повседневной жизни можно отыскать много уникального.

Не просто увеличение энергии до максимально возможного, а резкий скачок возможностей почти в два раза выше предела помогает профессионалам своего дела совершать фигуры и пируэты высшего пилотажа. Ускорение не длится слишком долго, чтобы лётчик успел скоординироваться и не потерял над управлением контроль. Когда форсаж уже выполнен, самолёт продолжает движение по заданной траектории как раз уже на максимальной скорости. Бескомпромиссное устремление к цели, изначально требующееся от истребителя, достигнуто.

 Форсаж американского истребителя / Фото: www.techinsider.ru

Форсаж американского истребителя / Фото: www.techinsider.ru


Механизм форсажной тяги был разработан, не просто чтобы догнать противников в гонке вооружений, но и догнать его в прямом смысле слова, поскольку уверенный скачок в воздухе совершается именно благодаря помощи этого технического прорыва. Когда все объекты в пространстве сражения за короткий промежуток времени отдаляются друг от друга на бескомпромиссные дистанции, без форсажной тяги попросту не обойтись.

Что же стоит за двумя эффектно горящими соплами, кометы свечения которых можно разглядеть, только если ухватиться за нужный момент времени? Все, кто смог наблюдать включение режима форсажа истребителя в небе, запомнят пламенный свет: два огня, создающие ускорение и оставляющие особенно плотные, яркие следы высоко над землёй, которые подчас кажутся гораздо больше, чем сам образец воздушной военной техники.

 форсаж необходим, чтобы выйти на взлёт / Фото: topcor.ru

форсаж необходим, чтобы выйти на взлёт / Фото: topcor.ru


По большому счёту, это не просто экстренная подмога, а экстремальное увеличение возможностей на короткий промежуток времени. Неслучайно за процесс ответственен отдельный двигатель, где турбину от реактивного сопла отделяет форсажная камера. Ускорение требует дополнительного или добавочного топлива, много килограммов. Газ перед входом в реактивное сопло яростно нагревается, увеличивая заряд реактивной мощности, причём вырастают они синхронно. Вся энергия выливается в резкое увеличение общей тяги без преобразования проходящего через двигатель воздуха.

Скорость в это время и без того неизменно держится на планке собственного предела. Непродолжительное время действия форсажного режима определяется не только рисками неисправностей и выхода управления из под контроля, но и жадным поглощением топлива, которое вполне соответствует мощности набора оборотов. При мастерском владении штурвалом любой лётчик может не отключать сверхскоростной режим. Бывали даже реальные случаи, когда после учений форсажный режим забывали отключать. Расход энергии возрастает так же внезапно и тоже в несколько раз. С учётом ограниченной вместимости топливных отсеков большинства истребителей, на плечи пилота ложится распределение нагрузки и заблаговременный расчёт возможного числа ускорений во время боевого задания.

 Самолёт с реактивным ускорением Ту-22М3 / Фото:  zvezdaweekly.ru

Самолёт с реактивным ускорением Ту-22М3 / Фото: zvezdaweekly.ru


Мощности зарождаются в газовой турбине, и значительно перемещают самолёт в воздушном пространстве. Благодаря интенсивному расходу топлива она приводит в движение компрессор, который, в свою очередь, сжимает воздушные массы, создавая значительную силу, которая волной распространяется по всему физическому телу истребителя. И всё это происходит в течение нескольких секунд за счёт газа. Контрасты давлений делают с ним страшные вещи. Газ окаймляет турбину внутри и снаружи; мгновенное устремление самолёта могло создаваться только за счёт его прыткости и пылкости, если сводить все его свойства к наиболее возвышенным эпитетам.

Перепады давления – то в несколько и даже десятки атмосфер, то совершенно низкое, чуть ощутимое – гарантируют плотность прохождения газа через пространство турбины. Вся её поверхность в должной мере обволакивается газом, каждая грань и любой выступ. При выравнивании давления на вроде бы незначительные доли секунды компрессор тут же перестаёт безжалостно сжимать воздух, и упускает множество объёмов его массы.

 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой / Фото: www.recoverycurios.com

Турбореактивный двигатель с форсажной камерой / Фото: www.recoverycurios.com


Всё это – часть одной неразрывной цепочки процессов, воздействующих друг на друга. Турбина, двигатель, газ, компрессор и камеры сгорания за пару секунд слаженного взаимодействия создают мощнейший толчок, и самолёт, в два раза превысив собственный предел скорости, настигает противника. Так исполняется знаменитый форсаж, внешне такой же впечатляющий, но значительно более простой, нежели природа его зарождения. Устойчивое пламя двигателя интенсивно поддерживается всеми упомянутыми факторами, при этом оставаясь в глазах случайного свидетеля двумя чарующими потоками плотного света и дыма, напоминающих кометы.

Бывали случаи, когда форсаж использовался на гражданских средствах авиации. Поэтому некоторым пилотам, не надеявшимся на использование этого режима, всё-таки удалось им воспользоваться после получения прав руководить штурвалом. С другой стороны, нельзя исключать того фактора, что многие военные лётчики раскаялись в том, чего так стремились достичь на огромной высоте.

 Ту-144, один из двух пассажирских сверхзвуковых самолётов в истории / Фото: aviation21.ru

Ту-144, один из двух пассажирских сверхзвуковых самолётов в истории / Фото: aviation21.ru


Европейский «Конкорд» и советский «Ту-144» остались на сегодня единственным образцами сверхзвуковых транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров. Они всегда отличались строением. Более продуманное и не в меру осложнённое строение советского самолёта подчёркивалось выдвигающимися частями, ответственными за создание горизонтального оперения во время полёта. Плавность филигранно перетекающих линий европейского экземпляра воздушного транспорта позволяют признать в нём собственное происхождение, и устремлённость вдаль вместе с сотнями душ на борту не только в скорости, но и во внешнем облике.

Если вам понравился материал, не пропустите:
МиГ-21: почему у него такой странный нос и почему советский истребитель прозвали балалайкой


Обратите внимание:







7059
24.07.2023 20:22
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё