Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Танк Т-72 «Урал» был разработан специалистами УКБТМ в далеком 1973 году. С тех пор и по сей день машина остается на вооружении множества стран. Старые советские танки неоднократно модернизировались, благодаря чему умудрились сохранить актуальность даже в XXI веке. За прошедшие годы машина без всякого преувеличения и пафоса смогла стать легендарной. Однако, как это часто бывает с успешными и лучшими, вокруг них начинают формироваться не только белые, но и черные мифы.

1. Инженеры УКБТМ «пропихнули» Т-72, только чтобы насолить ХКБМ


Серьезная машина. |Фото: 4archive.org.

Серьезная машина. |Фото: 4archive.org.


Первый и, пожалуй, наиболее одиозный миф вокруг «противостояния» танков Т-64 и Т-72. Рассказы о том, что 72-ой «пропихнули» только, чтобы насолить харьковским специалистам, ходят по сей день! Реальная же ситуация вообще не имела ничего общего с подобными рассказами. Дело в том, что специалистам ХКБМ так и не удалось устранить проблемы с надежностью машин Т-64. При этом харьковчане были вынуждены тратить огромные усилия на создание ремонтного фонда. Предприятие едва перекрывало потребности серийного производства. Начнись новая война, потеря ХКБМ угрожала оставить всю страну без танков. Поэтому и было принято решение по созданию альтернативной машины, коей в итоге и стал Т-72 от УКБТМ.

2. Т-72 – это сильно упрощенный Т-64



Хорошая была машина. |Фото: ria.ru.

Хорошая была машина. |Фото: ria.ru.


С одной стороны, так можно сказать, так как при разработке Т-72 опыт работы над Т-64 безусловно учитывался. С другой стороны, проект УКБТМ все-таки во многом был самостоятельным, а потому подобные утверждения скорее если и не миф, то по крайней мере – серьезное преувеличение. При этом если мы начнем сравнивать машины, то заметим два интересных момента. Первый: по своим характеристикам Т-72 или такой же, или лучше Т-64. Второй: узлы и агрегаты Т-72 и Т-64 – не совместимы и не взаимозаменяемы. Исключение составляют только бортовые передачи.

3. На Т-72 не смогли поставить СУО, а на Т-64 – смогли



Т-64 мог стать отличной машиной. |Фото: ВКонтакте.

Т-64 мог стать отличной машиной. |Фото: ВКонтакте.


Как и в случае с первым мифом, ситуация вокруг установки новейшей системы управления огнем вообще складывалась в другом. Дело в том, что на тот момент советская радиоэлектронная промышленность была не в состоянии удовлетворить потребности сразу всех танковых предприятий. Поэтому между УКБТМ и ХКБМ шла постоянная борьба за поставки электроники. В тот раз верх одержали харьковчане, поэтому новые СУО и пошли на Т-64. При этом в будущем, когда будет вестись разработка Т-80, с поставками СУО сложится строго обратная ситуация и электронику получат в первую очередь ленинградцы.

4. «Уральцы» не смогли освоить технологию комбинированной бронезащиты



Т-64 был шагом в новое поколение. |Фото: war-book.ru.

Т-64 был шагом в новое поколение. |Фото: war-book.ru.


Когда сравнивают Т-64 и Т-72, часто приходится слышать о том, что якобы харьковчане смогли освоить технологию комбинированной бронезащиты, а уральцы – нет. На самом деле ничего подобного. Просто долгое время Уралвагонзавод даже не работал по этому направлению из-за больших надежд, что возлагались на Т-64. Когда же стало понятно, что проект ХКБМ серьезно буксует, специалисты из Нижнего Тагила освоили новую технологию в кратчайшие сроки. К слову, от некоторых почему-то ускользает, что упомянутая технология брони была разработана не на ХКБМ и даже не на УКБТМ, а в московском НИИ Стали. Поэтому оба танковых предприятия неизбежно сталкивались с похожими проблемами в процессе освоения новой технологии.

5. Т-72 стал шагом назад в сравнении с Т-64



Используется Т-72 по сей день. ¦Фото: 2023-foto.ru.

Используется Т-72 по сей день. ¦Фото: 2023-foto.ru.


Танк Т-64 действительно должен был обеспечить превосходство Советского Союза в сферы ОБТ. Перспективная машина сулила отечественным танкам переход в новое поколение. Вот только было одно «но»: довести до ума и устранить проблему с надежностью Т-64 харьковчане в итоге так и не смогли. Проект серьезно буксовал. Из-за этого ранние модели Т-64 стали отправлять «на вечный покой» еще в конце 1960-х, а новые и перспективные Т-64А выпускались в слишком ограниченном количестве для удовлетворения потребностей вооруженных сил. Поэтому Т-72 в известной степени спас ситуацию. Это все равно был шаг вперед для отечественного танкостроения, пускай и на первом этапе он и не оказался таким большим, как хотелось с Т-64А.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про «Корнет»: советско-российский штопор для танков НАТО.


Обратите внимание:







8946
23.02.2024 19:57
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё