Т-34 по праву считается едва ли не культовой бронемашиной в отечественной истории - всё-таки на ней прошли всю войну многие советские танкисты. Однако это вовсе не значит, что танк был идеальным: как любой другой, он имел ряд недостатков, которые могли не нравиться тем, кто им управлял. Впрочем, его легендарного статуса это нисколько не умаляет, а ошибки, допущенные на Т-34, максимально ликвидировались в новых модификациях и моделях.
Всё на свете не без недостатков, даже легенды военной техники.
Впервые о недостатках Т-34 заговорили ещё перед началом Великой Отечественной войны, когда в 1940 году в Кубинку на полигон были доставлены два немецких танка Pz.III, которые и сравнили с советской машиной. И тут выяснилось, что отечественная модель проигрывает по ряду параметров. В первую очередь, бросались показатели по шуму: если Pz.III было слышно за 250 метров, то Т-34 – вдвое дальше.
Сравнение с немцем оказалось в пользу немца по ряду параметров. /Фото: arfor.me
Были и другие проблемы, например, максимальна скорость - у Pz.III этот показатель составлял 70 км/час, а у Т-34 едва доходил 48,2 км/час. Однако наибольшие претензии к советскому танку были с точки зрения его комфортности: немецкая машина имела отдельную башню для командира, обеспечивался прекрасный обзор, а экипаж имел приборы связи. А вот башня Т-34 была очень тесной - туда с трудом втискивались двое, командир работал также наводчиком, а радиосвязь имел только с водителем.
Теснота в советских танках была настоящей проблемой. /Фото: pinterest.ru
Именно на основе результатов этих испытаний была начата разработка новой модификации - Т-34М. Впрочем, по данным редакции Novate.ru, по состоянию на май 1941 года было собрано всего три таких танка, поэтому, когда началась война, воевать пришлось на том что было – Т-34. Именно воспоминания танкистов-фронтовиков и составляют основной источник, позволяющий выяснить минусы машины, выявленные во время эксплуатации.
Подбитый под Москвой Т-34. /Фото: waralbum.ru
Так, например, опытные танкисты называли Т-34 крематорием из-за того, что его топливный бак располагался рядом с экипажем, между боковыми стенками. А последние представляли собой слишком тонкую броню, которая без особого пробивалась снарядом. Кроме того, если танк был подбит, то часто это приводило к заклиниванию люков, что делало практически невозможным вероятность для экипажа выбраться наружу. Поэтому танкисты предпочитали люки вообще не закрывать.
Люки в Т-34 частенько оставляли открытыми. /Фото: ria.ru
Казалось бы, большинство проблем должна была решить замена этого танка на его более новую модификацию - Т-34-85, однако и данную машину частенько называли «консервной банкой». Так, среди недостатков этой модели называли минимальный обзор, плохую вентиляцию, из-за чего экипаж задыхался от пороховых газов. Даже пружины на сидениях причиняли дискомфорт. Однако настоящей проблемой была ещё и теснота, как и в случае с Т-34: если в танк попадал снаряд, то экипаж мог получить такие травмы, что даже при целой броне после удара боевая единица оказывалась небоеспособной.
Т-34-85 тоже оказался не без проблем. /Фото: warriors.fandom.com
Впрочем, это вовсе не нивелирует все достоинства Т-34 и его модификаций, которые позволили ему стать настоящим символом Победы. Так, он был дешевым по себестоимости в сравнении с другими, в том числе иностранными, моделями. Кроме того, у него стоял отличный дизельный двигатель, который оценили по достоинству не только советские, но и американские специалисты. А на поле боя его ценили за маневренность и боевую мощь, поэтому свой статус настоящей военной легенды Т-34 носит по праву.
Хочешь узнать больше о кинематографических мифах про танки? Тогда смотри видео на нашем канале:
О ленд-лизе в СССР знают многие, а вот что были и обратные поставки, известно не каждому: Какие танки в СССР поставляла Великобритания и как они повлияли на ход войны