![](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-1.jpg)
Танки Т-34 во время ВОВ изготавливали на шести заводах. Боевые машины, произведенные на разных предприятиях, зачастую имели отличия. Как правило, в конструкцию на каждом из заводов вносили небольшие изменения. Это происходило из-за того, что предприятия были оснащены разным оборудованием. К тому же поставки комплектующих и их объем тоже отличались.
Заводам такая вольность была вполне доступна. В военное время согласовывать с НКТП нужно было в обязательном порядке только те изменения, которые имели отношение к ключевым характеристикам танка.
1. Харьковский завод №183
![Именно на Харьковском заводе №183 в военные годы выпустили больше всего танков / Фото: t34inform.ru Именно на Харьковском заводе №183 в военные годы выпустили больше всего танков / Фото: t34inform.ru](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-5.png)
Именно на Харьковском заводе №183 в военные годы выпустили больше всего танков / Фото: t34inform.ru
Здесь раньше, чем где-либо занялись созданием Т-34. И именно здесь в военные годы выпустили больше всего танков. Стоит отметить, что осенью 1941 г., в октябре, завод эвакуировали. В течение войны он функционировал в Нижнем Тагиле. На заводе инженеры позаботились о некоторых изменениях. Они усовершенствовали башню. Отличие «башни-гайки» от первоначальной конструкции заключалось в простоте изготовления и повышенной прочности. Кстати, уже готовые элементы (имеется в виду башни) поставляли с этого завода на другие.
![Кстати, уже готовые элементы (имеется в виду башни) поставляли с этого завода на другие / Фото: 1723.ru Кстати, уже готовые элементы (имеется в виду башни) поставляли с этого завода на другие / Фото: 1723.ru](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-2.jpg)
Кстати, уже готовые элементы (имеется в виду башни) поставляли с этого завода на другие / Фото: 1723.ru
Еще одно отличие – это ручка, которая размещалась на люке машинного отделения, формой креплений, предназначенных для буксировочных тросов (они молото-образные), формой креплений (и их расположения) для ЗИП на надгусеничных полках и бортах танкового корпуса. Последние были разными у всех производителей. Было и еще отличие – люк механика имел иную форму. Также здесь бензиновый мотор М-17 адаптировали под Т-34. В дальнейшем на производстве Красное Сормово танки выпускали частично с этим типом двигателей, так как дизельных В-2 было не всегда достаточно.
2. СТЗ
![Основной отличительной чертой этих танков являлись металлические катки вместо обрезиненных / Фото: fotoload.ru Основной отличительной чертой этих танков являлись металлические катки вместо обрезиненных / Фото: fotoload.ru](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-4.jpg)
Основной отличительной чертой этих танков являлись металлические катки вместо обрезиненных / Фото: fotoload.ru
Основной отличительной чертой этих танков являлись металлические катки вместо обрезиненных. Такое решение приняли в связи с тем, что возможности с технической точки зрения изготавливать на заводе именно обрезиненные детали не было. Изначально металлическая основа отправлялась на другие заводы для завершения процесса, но со временем были созданы принципиально новые изделия.
![Маска пушки своей формой тоже отличалась от других Т-34 / Фото: patriotp.ru Маска пушки своей формой тоже отличалась от других Т-34 / Фото: patriotp.ru](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-6.jpg)
Маска пушки своей формой тоже отличалась от других Т-34 / Фото: patriotp.ru
Второй момент, отличающий детища данного производителя от других, – съемный задний бронированный лист башни. В целом башня становилась менее прочной, но появлялась возможность, не демонтируя башню, доставать вышедшее из строя орудие. Маска пушки своей формой тоже отличалась от других Т-34.
3. №112 (Красное Сормово)
![Качество танков, изготовленных на этом заводе, было очень низкое / Фото: fotoload.ru Качество танков, изготовленных на этом заводе, было очень низкое / Фото: fotoload.ru](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-8.jpg)
Качество танков, изготовленных на этом заводе, было очень низкое / Фото: fotoload.ru
Прежде всего, качество танков, изготовленных на этом заводе, было очень низкое. На всех бортах башни было по две ручки, топливные баки имели прямоугольную, а не цилиндрическую форму. В ограниченном количестве танки оснащались двигателями, работающими на бензине.
![Кроме перечисленных заводов, выпуском Т-34 занимались УЗТМ, ЧКЗ, №174 / Фото: tagilka.ru Кроме перечисленных заводов, выпуском Т-34 занимались УЗТМ, ЧКЗ, №174 / Фото: tagilka.ru](https://novate.ru/files/u41093/tank-t34-3.jpg)
Кроме перечисленных заводов, выпуском Т-34 занимались УЗТМ, ЧКЗ, №174 / Фото: tagilka.ru
Кроме перечисленных заводов, выпуском Т-34 занимались УЗТМ, ЧКЗ, №174. Но здесь их выпускали небольшими партиями или же уже перешли на создание Т-34-85.
В продолжение темы читайте, как сапер благодаря своей смекалке спас в Великую отечественную 5 советских танков Т-34.