На самом деле на гусеничном лафете в Советском Союзе стояли не только дальнобойные гаубицы Бр-2 и Б-4, но и мортира Бр-5. Все три пушки образовывали триплекс унифицированных артиллерийских систем, разработанных в рамках совместного проекта конструкторских бюро ленинградского завода «Большевик» и сталинградского завода «Баррикады». Отличительной особенностью проекта стало использование того самого гусеничного лафета. Почему же он именно гусеничный, а не колесный?
Б-4 в годы войны. |Фото: livejournal.com.
После окончания Гражданской войны советская власть сделала для себя неприятное открытие: тяжелых артиллерийских систем отечественного производства ушедшая царская/республиканская власть после себя не оставили. Уже в Первую мировую войну большинство тяжелых пушек в Императорской армии были так или иначе импортными. Более того, львиная доля тех пушек к 1920-ым годам безнадежно устарела. А так как молодой Советский Союз с одной стороны крайне неохотно признавался всеми окружающими, а с другой стороны ждал иностранной интервенции 2.0 нужно было что-то делать и срочно.
Мортира Бр-5. |Фото: livejournal.com.
Поэтому в начале 1920-х годов советское руководство распорядилось о начале разработки дальнобойных тяжелых артиллерийских систем для поражения ближнего тыла противника, в частности для уничтожения укреплений и командных объектов. За дело взялись заводы «Большевик» и «Баррикады» из Ленинграда и Сталинграда соответственно. В рамках совместной работы предприятия уже в 1930-е годы создадут три артиллерийские системы: 152-мм гаубицу Бр-2 образца 1935 года, 203-мм гаубицу Б-4 образца 1931 года и 280-мм мортиру Бр-5 образца 1939 года. Причем именно Бр-2 пошла в серийное производство первой несмотря на то, что появилась на свет на 4 года позже Б-4.
Пушка Бр-2 на параде. |Фото: ya.ru.
Советские тяжелые гаубицы Бр-2 и Б-4 будут использоваться всю Вторую мировую войну и оправдают все возложенные на них надежды. Пушки покажут себя с лучшей стороны. С мортирой 280 мм получилось не так хорошо, она вышла откровенно менее удачной и была выпущена в совсем небольшом количестве. Впрочем Бр-5 все равно воевала, а после войны была модернизировала и использовалась как основа в новых поколениях советской ствольной артиллерии. Хотя системы разрабатывались двумя заводами и производились на разных предприятиях, конструкторские коллективы «Большевика» и «Баррикад» сделали все для максимальной унификации артиллерийских орудий. Одним из важнейших элементов унификации стало единое гусеничное шасси, разработанное специально для крупнокалиберных артиллерийских систем.
Разработаны с нуля. ¦Фото: livejournal.com.
Поставить Бр-2, Б-4 и тем более Бр-5 на колесный ход было невозможно. В этом случае перед развертыванием пушек для начала стрельбы их нужно было бы устанавливать на специальные платформы. Мощный гусеничный лафет позволял избежать этого и делал возможной стрельбу прямо с «сырого» грунта без оборудования площадки. Немаловажно и то, что гусеничный лафет был моторизированным, т.е. в нем стоял двигатель. Его мощности не хватало для того, чтобы самостоятельно полноценно ездить на хоть сколь-нибудь значительные расстояния. Однако, его производительности было более, чем достаточно для облегчения сцепки и расцепки с артиллерийским тягачом. А самое главное было в том, что моторизированный гусеничный лафет позволял вращать пушки на месте, обеспечивая тем самым возможность горизонтального наведения орудия по фронту.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, ЗиС-2: почему мощнейшую советскую пушку в 1941 году сняли с производства.