Когда речь заходит о срочной службе в вооруженных силах, мнение современной общественности, как правило, поляризуется у двух основных точек. Первая выражается тезисом: армия сделает из тебя настоящего мужика! Вторая точка зрения выражается тезисом: N потерянных лет из жизни. Приверженцы первой позиции напирают на идеологические и моральные моменты службы. А вторые указывают на то, что научиться стрелять можно за неделю. При этом обе точки зрения одинаково далеки от какого-либо понимания о том, зачем вообще нужна срочная служба.
И дело не в Советском Союзе, а в военной службе как в явлении. Срочная служба существует не для того, чтобы «превратить мальчика в мужчину» и не для того, чтобы превратить Васю Пупкина столяра-программиста в высококвалифицированного военного специалиста. Для последнего нужно идти в военную академию. Ну, или на контрактную службу в какое-нибудь специализированное подразделение, если речь идет не об СССР, а о дне сегодняшнем. Срочная служба нужна для решения следующих задач:
Первое: постоянное поддержание боеготового контингента
Армия должны быть всегда готова. |Фото: contract.mil.ru.
Сбор людей на войну занимает время. Вот примерные цифры для Мотострелковой бригады (пехота с бронемашинами и танками): оповещение 3 минуты, сбор офицеров 40 минут, снятие техники с кратковременного хранения 20 минут летом/40 минут зимой, вывод техники 1.5 часа, прибытие организационного ядра 8 часов, прибытие личного состава и автомобильного транспорта до 24 часов, прибытие основного состава до 20 часов, развертывание пунктов приема техники 4 часа.
Таким образом приведение в боевую готовность МСБр занимает примерно сутки. Т.е. люди, постоянно готовые к войне, будут готовы к ней только через 24 часа. Наверное, несложно догадаться, что выдергивание гражданина с уютного дивана в военкомат, потом на сборный пункт, потом в воинскую часть, потом на снабжение занимает еще больше времени. Поэтому в стране постоянно должны быть люди, которые служат каждую минуту. Даже если они занимаются покраской заборов и подметанием газонов к приезду генерала из министерства обороны.
Второе: обучение и акклиматизация
Нужно привыкнуть. |Фото: Twitter.
Можно сколько угодно иронизировать по 3, 10, 1.5 патрона, выстрелянных за 2 года службы, но хоть какое-то обучение лучше, чем отсутствие такового в принципе. Тем более, что на срочной службе человек учится в первую очередь не стрелять. Человек учится жить в армии и в этих словах нет ни грамма пафоса. Армия это крайне некомфортные (мягко говоря) условия для жизни.
Дискомфорт здесь у человека вызывает все: бытовые условия, общение с малознакомыми людьми, необходимость следовать железобетонному распорядку дня, необходимость соблюдать субординацию. Кстати, на войне будет в сотни разу хуже, особенно с бытовыми условиями. Все это не просто как с физической, так и с психологической точки зрения. Особенно иерархия. Субординация в некотором роде противоестественно человеческой природе. Поэтому было бы неплохо, чтобы человек получил в армии какое-никакое представление о том, что такое слушать, делать и не задавать вопросы на требования незнакомого матерящегося дядьки, а не любящего папки.
Возвращаясь к обучению, в армии учат не только стрелять. И не вся армия «пехота». Это и водители, и связисты, и гранатомётчики, и операторы ПВО, и многих других специальностей. В армии (и особенно на флоте) есть уйма вещей и механизмов многократно сложнее автомата Калашникова. Можно обсчитаться книжек о забивании гвоздей, но пока не возьмешь в руки молоток и сам не попробуешь, толку будет мало. А любое обучение и акклиматизация занимают время.
Третье: обслуживание материальной базы
Нужно обслуживать всякое. |Фото: visacomtour.ru.
Технику, оружие, оборудование нужно обслуживать. Далеко не все лежит в «закромах родины» в законсервированном состоянии. Это должно быть понятно любому человеку, владеющему автомобилем или даже компьютером. Техника при использовании ломается, строго говоря изнашивается. Ее нужно обслуживать. Этим, в том числе занимаются солдаты срочной службы. Пускай, и на самом поверхностном уровне. И это тоже требует времени, как ни странно.
Четвертое: боевое слаживание
Людей нужно гонять на учения. |Фото: fb.ru.
Соберите друзей и выйдите поиграть, например, в футбол во дворе, не делав с ними этого ни разу. Ну, или (что более вероятно в эпоху широкополосного интернета) соберите друзей и поиграйте в какую-нибудь командную онлайн-игрушку. Возможно, среди них даже будут настоящие доки в этой игре. Но попытавшись делать что-то вместе, вы очень быстро заметите, что все как-то получается через пятую точку…
Армия — это самая большая командная «игра» на свете. Привести в движение этот многомиллионный левиафан очень непросто и очень дорого.
Почему не сделать армию полностью контрактной?
Простой народ - главный потребитель гробов и костылей. ¦Фото: add-groups.com.
Граждане часто критикуют государства за то, какие деньги тратятся на армию. Увы, эти же граждане очень редко задумываются над тем, какие деньги эта армия зарабатывает. Во всяком случае, если она носит экспедиционный характер. Например, как армия США. Можно сколько угодно шутить над «пендосами», но армия США на сегодняшний день является самой опытной, квалифицированной, хорошо оснащенной с самым богатым опытом. Это крайне дорогостоящая инвестиция, которая приносит Соединенным Штатам колоссальные деньги. И иногда для этого даже воевать не нужно. Хотя везде, где Америка «несла демократию», так или иначе имелись экономические интересы страны.
Нельзя просто взять и сделать свою армию полностью контрактной. Это астрономически дорого. Инвестиция такого рода должна окупаться. И рынок сбыта самого ходового товара (насилия) - весь мир за твоими границами. Все как писал старый американский морпех Смедли Дарлингтон Батлер: война – это рэкет. А рэкет – это ведь бизнес. И если вы не можете влезть в этот «бизнес» в силу экономических и географических причин на правах акулы, то приходиться быть хотя бы маленькой-маленькой пираньей, чтобы самому не стать сочным тунцом. А потому вариант для «бедных» - армия по призыву.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про Тульский Токарев: почему худший пистолет Второй мировой войны приобрел такую славу.