Переговоры по первым поставкам американских и британских товаров в Советский Союз в рамках программы Ленд-лиз начались в самом конце 1941 года. В итоге во время войны Союзники поставили в СССР представительное количество сырья, продовольствия, оружия, машин, в том числе бронетехники. На советских танкистов американские и британские боевые машины произвели, мягко говоря, неоднозначное впечатление. За что же ругали советские танкисты импортные танки?
1. Сэр «Черчилль» собственной персоны
Черчилль машиной был непростой. |Фото: pulse.mail.ru.
Единственным тяжелым танком союзников, который поставлялся в СССР в годы Второй мировой войны, стал британский «Черчилль». Огромная махина с очень тяжелой и прочной броней, что было безоговорочным плюсом. При этом у танка была очень слабая пушка. Не мог похвастаться британский господин и надежностью подвески. А самое главное было в том, что британские обогреватели оказались бесполезными в условиях русской зимы.
Несколько раз «Черчилли» использовали весьма эффективно в первую очередь благодаря той самой толстой броне. В этом отношении британский танк даже превосходил отечественных здоровяков в лице КВ-1. Повоевали «Черчилли» под Выборгом, Киевом и на Курской дуге. Однако, проблемы с коробкой передач, гусеницами и подвеской нещадно выбивали эти машины из состава армии. Тогда их использовали как стационарные пушки.
2. Это не женское дело, «Матильда»
Британская королева в Зимнем дворце. |Фото: livejournal.com.
Основной средний танк Великобритании на первом этапе Второй мировой войны. А еще это единственный танк в истории XX века, который получил женское имя. До восточного фронта «Матильды» уже успели повоевать во Франции и Африке. На начало войны так имел неплохое бронирование и годную 37-мм пушку. При этом первая партия «Матильд» пришедших в СССР были «летними», без обогревателей. Отчего пришлось использовать их в южных регионах страны. Как стационарные орудия «Матильды» использовались в том числе в Битве под Москвой. Однако по мере появления у немцев модернизованных танков, а также танков новых моделей и новых противотанковых орудий эти британские машины стали полностью беспомощны и бесполезны.
3. Господин «Валентайн»
Валентайн для СССР. |Фото: console.worldoftanks.com.
Если убрать ходовые качества и пушку «Матильды», а также снять всю броню у «Черчилля», то получится «Валентайн». Пожалуй, самый спорный танк союзников из тех, что поставлялись в СССР по Ленд-лизу. Слабый двигатель, по огневой мощи уступал даже устаревшим советским танкам, откровенно странная (очень уязвимая) конструкция тормозов. На восточном фронте «Валентайн» показал себя не очень хорошо. Танк был настолько плох, что советским конструкторам пришлось его в скором порядке дорабатывать, усиливая броню танка за счет дополнительных накладных пластин.
4. Автобусный танк М3 «Ли»
Сомнительный танк. |Фото: goodfon.ru.
Американские танки M3 Lee были сопоставимы по огневой мощи советскими Т-34-76. Поставили этих машин в СССР меньше тысячи. И надо признать, так был отвратительный: слабая броня, слишком высокий профиль, низкая скорость и высокая прожорливость. Далеко не самый лучший продукт американского танкостроения. Конечно, применение М3 «Ли» на фронте все-таки нашлось. Как правило танки помогали продержать на позициях до прибытия более совершенной техники. Кроме того, большие габариты позволяли использовать данную машину в качестве большого импровизированного бронетранспортера.
5. Единственный помощник: рядовой «Шерман»
Лучший союзный танк на Восточном фронте. ¦Фото: fonstola.ru.
На момент начала Второй мировой войны, пожалуй, лучший союзный танк и единственный танк Ленд-лиза, к которому в СССР не было серьезных нареканий. Ругали «Шерман» только за закономерные проблемы и «болезни» всей союзной техники: нехватку комплектующих для ремонта и неприспособленность для русской зимы (нехватку сцепления). При этом М4А2 «Шерман» были достаточно мощными, очень маневренными и быстрыми машинами в семействе средних танков. По ряду параметров М4А2 значительно превосходил советские танки. Наши танкисты любили американскую технику за больший комфорт боевого отделения, большую пожаробезопасность и в целом высокую надежность.
Кстати, к поставкам именно «Шерманов» в СССР американцы подошли основательно. Вместе с первой партией танков в Советский Союз отправили большую группу инженеров и техников, работавших с М4А2. Специалисты с опытом должны были помогать советским коллегам в ремонте и адаптации танков под восточноевропейские условия. Больше всего «Шерманов» по Ленд-лизу получила Великобритания – 17 тысяч танков. Советский Союз получил еще 4 тысячи машин.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, как летают «Леопарды»: на какие кульбиты и пируэты способен главный танк бундесвера.