Когда говорят о немецких танках, то первым делом вспоминают не грациозную «Пантеру» или «рабочую лошадку» в лице Панцер IV. В сознании у подавляющего большинства людей всплывает главный «дастишь фантастишь» Третьего рейха - Panzerkampfwagen VI «Tiger». Возникает вопрос: почему столь грозную машину так и не попытались скопировать ни наши предки, ни Союзники?
Танк был не бесспорный. |Фото: livejournal.com.
На самом деле ответ на вопрос: почему не стали копировать грозного «Тигра», достаточно прост и состоит из двух частей. Первая причина заключается в том, что, как это парадоксально не прозвучит, но копировать немецкие танки было банально тяжело, даже если получалось захватить максимально целый экземпляр для изучения. А все потому, что в немецком производстве в 1930-1940-е годы было достаточно много ручной сборки. И в СССР, и США на заводах все больше отдавали предпочтение автоматизации процесса. Среднее качество специалистов на сборочной линии в главной демократии планеты и стране победившего социализма было ниже, чем в германском рейхе. Однако, была гораздо выше степень автоматизации сборочной линии, что позволяло делать много одинаковых, дешевых и простых танков. И ключевое слово здесь «много». К сожалению для педантичных немцев, в тотальной затяжной войне качество чаще всего не бьет количество.
Танки в грязи. |Фото: nl.pinterest.com.
Да, немецкие слесари могли вытворять истинные чудеса на производстве буквально с напильником в руках. И немецкая техника действительно была отличной. Однако, как это странно не прозвучит: два одинаковых «Тигра», собранных на одном заводе, в итоге могли отличаться по габаритам едва ли не на ладонь… Хуже от этого они не становились, но вот массовое производство и последующий ремонт сильно страдали.
А зачем такое нужно? |Фото: Twitter.
Вторая важная причина – это организация производственных линий. Как правило, освоение принципиально новой продукции требует установки нового оборудования, дополнительного обучения специалистов, переоснащения всей линии. В условиях войны таким никто заниматься не будет. Именно поэтому большое внимание уделяется не столько разработке и освоению чего-то принципиально нового, сколько модернизации и эволюции уже существующего оружия. Самый простой пример – танки «Шерман» и танки Т-34. Обе боевые машины по несколько раз модернизировались, однако принципиально все-таки не менялись. Хотя оба танка получали новые башни, новые орудия, новое оборудование. Вот только чтобы сделать все это, переоснащать производственную линию не придется.
Доездился, котенок. ¦Фото: livejournal.com.
Отдельно следует задать вопрос: а зачем вообще копировать «Тигр»? Тяжелый немецкий «кот» был грозной, пускай, и не бесспорной машиной. Однако, если у противника есть серьезный танк, то куда рациональнее не осваивать полностью новый и уж тем более не пытаться скопировать вражеский. Рациональнее будет просто улучшить свои танки: добавить брони, улучшить ходовые качества, заменить оружие, прицельные приспособления и т.д. Или же зайти с другой стороны и модернизировать свои противотанковые средства, в первую очередь противотанковую артиллерию.
Куда важнее то, что в немецкой технике было немало интересных конструкторских решений, которые принимали во внимание и даже заимствовали инженеры стран антигитлеровской коалиции. Впрочем, и немцы в этом отношении не отставали, то и дело «подбирая» что-нибудь у противника. Например, наклонную броню на танках.
Видео с нашего канала расскажет о том, для чего на корму Т-34 крепили продолговатые цилиндры:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, за что советскую пушку-сорокапятку прозвали «Прощай, Родина!».