Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Во время Великой Отечественной войны в Советский Союз поставлялось много техники по ленд-лизу, в том числе и танки. Правда, даже в то очень непростое время, когда вся бронетехника была на вес золота, некоторые танки СССР не особо стремился покупать. В частности, выпущенный во время войны «Кромвель» откровенно игнорировался после того, как советские специалисты познакомились с ними поближе.


Будущий «Кромвель»

Танк «Валентайн»./ Фото: topwar.ru

Танк «Валентайн»./ Фото: topwar.ru


Великобритания всегда была болезненно консервативной в отношении любой техники, включая и военную. Единственное, что у англичан хорошо получалось, так это самолёты и двигатели к ним, что и было продемонстрировано во Вторую мировую войну. К примеру, хорошо зарекомендовали себя истребители Supermarine Spitfire и его модификации, которые оснащались мощными двигателями Rolls-Royce V12, но вот относительно танков того времени всё было не так радужно. С массовым использованием бронетехники концепция войны того времени претерпела большие изменения, и даже Великобритания с началом Второй мировой была вынуждена отказаться от лёгких танков. А поскольку остальная бронетехника тоже была далека от совершенства, в 1940 году британское командование решило построить новый танк.

Танк «Валентайн»./ Фото: pinterest.com

Танк «Валентайн»./ Фото: pinterest.com


Для того времени Британия выбрала подходящую концепцию: новый танк должен был быть достаточно лёгким, иметь мощный двигатель, большую скорость и хорошую пушку. Над бронированием никто работать не собирался. Фактически это должен был быть аналог «Валентайна» с улучшенными возможностями. На тот момент это было вполне оправдано, как показала практика, танкостроение шло семимильными шагами, а Великобритания за ним явно не успевала.

Двигатель от истребителя

«Кромвель»./ Фото: armedconflicts.com

«Кромвель»./ Фото: armedconflicts.com


Созданием нового танка занялась компания «Наффилд», и перед ней сразу же встала большая проблема: имевшийся в распоряжении инженеров двигатель «Либерти» совершенно не годился для их целей. Он не мог обеспечить нужную им мощность и скорость. Танк должен был летать по полю боя, а он ползал, и виной всему были агрегаты от тяжелобронированного «Крусейдера». Инженерам нужен был новый мощный двигатель, и в итоге они использовали модифицированный Rolls-Royce V12, который ставили на истребители. Мотор дефорсировали, и он выдавал 600 лошадиных сил, чего было более чем достаточно с массой около 28 тонн. При этом работу с двигательной установкой доверили «Британской грузовой и вагонной компании», и вот тут и начались проблемы.

Cromwell MK VII в музее./ Фото: pinterest.com

Cromwell MK VII в музее./ Фото: pinterest.com


Специалисты из BCWC хотели заменить трансмиссию и коробку передач, поскольку те не отвечали требованиям нового двигателя, а основной подрядчик «Наффилд» делать этого категорически не хотел. Будучи крайне консервативным, он считал это ненужным. В итоге каждый пошёл своим путём, а после проведённых в 1942 году испытаний выделился «Кромвель» с двигателем «Метеор». Он продемонстрировал куда большие возможности за счёт более новой механики, но радость от достигнутых результатов оказалась недолгой. 12-цилиндровые моторы от «Роллс-Ройса» стали практически недоступны: цена на них сильно выросла, и практически все их забирали авиастроители. С этого момента появилась третья модификация со старым мотором «Либерти», в которой была заложена возможность модернизации и замены двигателя на новый. Впрочем, до этого так и не дошло, и подавляющее большинство выпущенных танков оснащались старыми моторами.

Проблемный танк

В креплении корпуса использовались заклёпки./ Фото: all-andorra.com

В креплении корпуса использовались заклёпки./ Фото: all-andorra.com


«Кромвель» приняли на вооружение в начале 1943 года, но это совсем не говорило о том, что танк успешно прошёл все испытания и продемонстрировал хотя бы приемлемые результаты. Скорее наоборот. Средний крейсерский танк приняли в эксплуатацию с большим количеством ремарок, в которых пояснялось, что может с ним пойти не так, что и когда может сломаться и чего на этом танке вообще не стоит делать. В «Кромвеле» оказалось столько недоработок и технических недостатков, что было удивительным, как он вообще прошёл приёмку у военных. Часть из них впоследствии исправили, но далеко не все. Список же найденных дефектов был внушительный. Десяток из них касался вооружения, полтора десятка – башни, было много жалоб относительно боевого отделения, ходовой части и многого другого.

Едва ли не единственным плюсом танка был двигатель./ Фото: pinterest.com

Едва ли не единственным плюсом танка был двигатель./ Фото: pinterest.com


К примеру, силовой установке и трансмиссии хоть и уделили много внимания, но большим ресурсом они не могли похвастаться, поэтому механикам-водителям запретили превышать скорость в км/ч, если приходилось ехать по просёлочным дорогам. К тому же у двигателя ограничили скорость вращения до 2300 оборотов в минуту. Таким образом ресурс пытались сохранить для будущих сражений, но с этим тоже было сложно. Танк оснащался архаичной 6-фунтовой пушкой, которая снаряжалась металлическими болванками, а не современными снарядами, поэтому её функционал был сильно ограничен. В отличие от неё, современные танковые орудия могли пользоваться осколочными снарядами со взрывчаткой и наносили большой урон противнику. Впоследствии пушку заменили на более современную калибра 75 миллиметров. Самое же интересное, что орудие не стали разрабатывать с нуля, а взяли уже имевшееся 6-фунтовое и переделали под снаряд, благо калибр был почти одинаковый.

«Кромвель» имел много недостатков./ Фото: wikipedia.org

«Кромвель» имел много недостатков./ Фото: wikipedia.org


Не менее любопытно, что после такой модернизации пушка вела себя хорошо исключительно на испытаниях в тепличных условиях, а вот на поле боя она показала свой характер. Поработав какое-то время, она выходила из строя, а экипаж получал довольно серьёзные ранения. Танковое орудие пришлось полностью переделывать, и процесс этот был завершён весной 1944 года, но возникла другая проблема. А точнее, много проблем. Рабочее место наводчика сильно сократилось в объёме, с пулемётом стало невозможно работать, спуск у пушки оказался чрезвычайно тяжёлым, да и целиться было сложно из-за отсутствия оптического прицела. Сам же ствол упорно падал вперёд, поскольку баланс был серьёзно нарушен. Помимо этого, было много и других проблем, из-за которых танк невозможно было использовать на поле боя, а работа экипажа превращалась в настоящую пытку.

Советское резюме

Танки «Кромвель»./ Фото: warthunder.com

Танки «Кромвель»./ Фото: warthunder.com


В Великую Отечественную войну оружие и военная техника для Советского Союза лишними не были, всё шло в счёт и покупалось, где только было можно. Предложение по ленд-лизу от Великобритании также включали танки «Кромвель», и в СССР их даже несколько штук купили. Правда, в основном для изучения характеристик и возможностей. Танк опробовали на полигоне, провели испытания и сделали полную ревизию. Результат же был один: за редким исключением «Кромвель» практически по всем параметрам уступал танкам отечественной разработки. Британская машина имела много недоработок и была настолько плохо продумана, что на поле боя её было бы сложно использовать. К тому же танк имел очень устаревшую конструкцию и чрезвычайно прожорливый двигатель, а его бронирование никуда не годилось. Оно было довольно тонким, и за исключением лобовой проекции, где листы сваривались между собой, броня крепилась заклёпками и болтами.

Британский танк «Кромвель» вызывал много вопросов, но и современные боевые машины бывают очень спорными. К примеру, американский Abrams X – это образец современного танка, но он оказался никому не нужен.


Обратите внимание:







264
сегодня 12:54
В закладки
Версия для печати