Во время Великой Отечественной войны в Советский Союз поставлялось много техники по ленд-лизу, в том числе и танки. Правда, даже в то очень непростое время, когда вся бронетехника была на вес золота, некоторые танки СССР не особо стремился покупать. В частности, выпущенный во время войны «Кромвель» откровенно игнорировался после того, как советские специалисты познакомились с ними поближе.
Будущий «Кромвель»
Танк «Валентайн»./ Фото: topwar.ru
Великобритания всегда была болезненно консервативной в отношении любой техники, включая и военную. Единственное, что у англичан хорошо получалось, так это самолёты и двигатели к ним, что и было продемонстрировано во Вторую мировую войну. К примеру, хорошо зарекомендовали себя истребители Supermarine Spitfire и его модификации, которые оснащались мощными двигателями Rolls-Royce V12, но вот относительно танков того времени всё было не так радужно. С массовым использованием бронетехники концепция войны того времени претерпела большие изменения, и даже Великобритания с началом Второй мировой была вынуждена отказаться от лёгких танков. А поскольку остальная бронетехника тоже была далека от совершенства, в 1940 году британское командование решило построить новый танк.
Танк «Валентайн»./ Фото: pinterest.com
Для того времени Британия выбрала подходящую концепцию: новый танк должен был быть достаточно лёгким, иметь мощный двигатель, большую скорость и хорошую пушку. Над бронированием никто работать не собирался. Фактически это должен был быть аналог «Валентайна» с улучшенными возможностями. На тот момент это было вполне оправдано, как показала практика, танкостроение шло семимильными шагами, а Великобритания за ним явно не успевала.
Двигатель от истребителя
«Кромвель»./ Фото: armedconflicts.com
Созданием нового танка занялась компания «Наффилд», и перед ней сразу же встала большая проблема: имевшийся в распоряжении инженеров двигатель «Либерти» совершенно не годился для их целей. Он не мог обеспечить нужную им мощность и скорость. Танк должен был летать по полю боя, а он ползал, и виной всему были агрегаты от тяжелобронированного «Крусейдера». Инженерам нужен был новый мощный двигатель, и в итоге они использовали модифицированный Rolls-Royce V12, который ставили на истребители. Мотор дефорсировали, и он выдавал 600 лошадиных сил, чего было более чем достаточно с массой около 28 тонн. При этом работу с двигательной установкой доверили «Британской грузовой и вагонной компании», и вот тут и начались проблемы.
Cromwell MK VII в музее./ Фото: pinterest.com
Специалисты из BCWC хотели заменить трансмиссию и коробку передач, поскольку те не отвечали требованиям нового двигателя, а основной подрядчик «Наффилд» делать этого категорически не хотел. Будучи крайне консервативным, он считал это ненужным. В итоге каждый пошёл своим путём, а после проведённых в 1942 году испытаний выделился «Кромвель» с двигателем «Метеор». Он продемонстрировал куда большие возможности за счёт более новой механики, но радость от достигнутых результатов оказалась недолгой. 12-цилиндровые моторы от «Роллс-Ройса» стали практически недоступны: цена на них сильно выросла, и практически все их забирали авиастроители. С этого момента появилась третья модификация со старым мотором «Либерти», в которой была заложена возможность модернизации и замены двигателя на новый. Впрочем, до этого так и не дошло, и подавляющее большинство выпущенных танков оснащались старыми моторами.
Проблемный танк
В креплении корпуса использовались заклёпки./ Фото: all-andorra.com
«Кромвель» приняли на вооружение в начале 1943 года, но это совсем не говорило о том, что танк успешно прошёл все испытания и продемонстрировал хотя бы приемлемые результаты. Скорее наоборот. Средний крейсерский танк приняли в эксплуатацию с большим количеством ремарок, в которых пояснялось, что может с ним пойти не так, что и когда может сломаться и чего на этом танке вообще не стоит делать. В «Кромвеле» оказалось столько недоработок и технических недостатков, что было удивительным, как он вообще прошёл приёмку у военных. Часть из них впоследствии исправили, но далеко не все. Список же найденных дефектов был внушительный. Десяток из них касался вооружения, полтора десятка – башни, было много жалоб относительно боевого отделения, ходовой части и многого другого.
Едва ли не единственным плюсом танка был двигатель./ Фото: pinterest.com
К примеру, силовой установке и трансмиссии хоть и уделили много внимания, но большим ресурсом они не могли похвастаться, поэтому механикам-водителям запретили превышать скорость в км/ч, если приходилось ехать по просёлочным дорогам. К тому же у двигателя ограничили скорость вращения до 2300 оборотов в минуту. Таким образом ресурс пытались сохранить для будущих сражений, но с этим тоже было сложно. Танк оснащался архаичной 6-фунтовой пушкой, которая снаряжалась металлическими болванками, а не современными снарядами, поэтому её функционал был сильно ограничен. В отличие от неё, современные танковые орудия могли пользоваться осколочными снарядами со взрывчаткой и наносили большой урон противнику. Впоследствии пушку заменили на более современную калибра 75 миллиметров. Самое же интересное, что орудие не стали разрабатывать с нуля, а взяли уже имевшееся 6-фунтовое и переделали под снаряд, благо калибр был почти одинаковый.
«Кромвель» имел много недостатков./ Фото: wikipedia.org
Не менее любопытно, что после такой модернизации пушка вела себя хорошо исключительно на испытаниях в тепличных условиях, а вот на поле боя она показала свой характер. Поработав какое-то время, она выходила из строя, а экипаж получал довольно серьёзные ранения. Танковое орудие пришлось полностью переделывать, и процесс этот был завершён весной 1944 года, но возникла другая проблема. А точнее, много проблем. Рабочее место наводчика сильно сократилось в объёме, с пулемётом стало невозможно работать, спуск у пушки оказался чрезвычайно тяжёлым, да и целиться было сложно из-за отсутствия оптического прицела. Сам же ствол упорно падал вперёд, поскольку баланс был серьёзно нарушен. Помимо этого, было много и других проблем, из-за которых танк невозможно было использовать на поле боя, а работа экипажа превращалась в настоящую пытку.
Советское резюме
Танки «Кромвель»./ Фото: warthunder.com
В Великую Отечественную войну оружие и военная техника для Советского Союза лишними не были, всё шло в счёт и покупалось, где только было можно. Предложение по ленд-лизу от Великобритании также включали танки «Кромвель», и в СССР их даже несколько штук купили. Правда, в основном для изучения характеристик и возможностей. Танк опробовали на полигоне, провели испытания и сделали полную ревизию. Результат же был один: за редким исключением «Кромвель» практически по всем параметрам уступал танкам отечественной разработки. Британская машина имела много недоработок и была настолько плохо продумана, что на поле боя её было бы сложно использовать. К тому же танк имел очень устаревшую конструкцию и чрезвычайно прожорливый двигатель, а его бронирование никуда не годилось. Оно было довольно тонким, и за исключением лобовой проекции, где листы сваривались между собой, броня крепилась заклёпками и болтами.
Британский танк «Кромвель» вызывал много вопросов, но и современные боевые машины бывают очень спорными. К примеру, американский Abrams X – это образец современного танка, но он оказался никому не нужен.