Американские военные прозвали его «Бетонный линкор» и считали его своей гордостью, хотя он никогда не плавал. На самом деле непотопляемый форт Драм - это остров, превращенный в военную крепость, хоть и похожий внешне на корабль. И уникальное сооружение полностью оправдало свой неприступный статус. Ведь форт неоднократно осаждали, штурмовали и взрывали, но он так и не сдался.
В действительности, «Бетонный линкор» – это фортификационное сооружение американской армии, часть укреплений острова-крепости Коррехидор. Располагается форт Драм на Филиппинах, рядом с фарватером южного входа в бухту Манильского залива наибольшего острова архипелага – Лусон. Собственно, для прикрытия подходов к последнему и был сооружен «Бетонный линкор».
Карта Манильского залива. /Фото: worldofwarships.ru
Внешний вид форта действительно сильно напоминает не статичный остров, а боевой корабль ВМС США начала 20 века: острый нос, служивший волнорезом, две корабельные башни, оснащенные двуствольными орудиями, решетчатая мачта. Общий вид крепости похож на конструкцию американских линейных кораблей «Западная Вирджиния» и «Теннесси».
Чертежи будущего форта. /Фото:maximonline.ru
История форта Драм началась в 1898 году, когда в ходе Испано-американской войны армия США захватила Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. Причем эта победа далась довольно легко. Однако США не спешили расслабляться и занялись укреплением подходов к Манильской бухте. Форт Драм решили соорудить на расстоянии девяти километров от крепости Коррехидор.
Форт должен был стать частью укреплений Манильского залива. /Фото: worldofwarships.ru
Для реализации своих планов американские проектировщики обратились к «дарам природы». Местом строительства был выбран подходящий для этой цели остров Эль-Фрейл. Возведение фортификационного сооружения было начато в 1909 году и закончено
В 1918, когда оно было передано армии. Свое название укрепление получило в честь американского бригадного генерала Ричарда Драма.
Бригадный генерал Ричард Драм был известной фигурой в США. /Фото: wikipedia.org
Площадь бетонного линкора была сравнительно небольшой: длина – 106 метров, ширина – 44 метра, высота над уровнем моря – 12 метров. Форт Драм строился из расчета на то, что он будет абсолютно неприступен для внешнего врага и одновременно способен выдержать длительную осаду без потерь среди личного состава. Так, его инфраструктура была полностью автономна: имеющиеся там запасы топлива и боеприпасов, а также пресной воды и продовольствия были достаточными, чтобы солдаты могли продержаться без связи с внешним миром в течение нескольких месяцев.
Боеприпасы, сосредоточенные на складах бетонного линкора. /Фото: worldofwarships.ru
Уровень вооружения и обороноспособности бетонного линкора поражал: борта в разных местах форта имели толщину от 7,5 до 11 метров и были целиком отлиты из армированного бетона. За крепкими стенами находились погреба для снарядов, машинные залы и жилые казарменные помещения, которые могли вместить 240 солдат в условиях ведения боевых действий. Кроме того, для мирного времени на палубе форта были расположены бараки для проживания.
Схема форта Драм. /Фото: maximonline.ru
Что касается оснащения уникального сооружения оружием, то его количество и мощность впечатляли. На палубе располагались две бронированные корабельные башни, которые вращались вокруг своей оси, со спаренной установкой 356-мм орудий на обеих. Они были способны выстрелить бронебойным или фугасным снарядом на расстояние до 18 километров.
По бортам были установлены парные 152-мм орудия, задачей которых была ликвидация небольших по размеру целей. До начала Второй мировой войны верхняя палуба была дополнительно оснащена двумя зенитными пушками калибра 76 мм и пулеметами. Такой уровень вооружения форта Драм делало его неуязвимым в глазах и американцев, и их противников: по информации Novate.ru, к моменту вступления США во Вторую мировую войну орудия их главных врагов – японцев могло пробить толстые бетонные стены лишь на полметра.
Мощное оружие делало сооружение неприступным. /Фото: worldofwarships.ru
Однако первые попытки захвата неприступного бетонного линкора были предприняты буквально на второй день войны для Соединенных Штатов. Так, рано утром 7 декабря 1941 года японская армия совершает нападение на базу американского Тихоокеанского флота в Перл-Харборе, после чего США вступают в войну. А уже 8 декабря японцами была развернута захватническая операция на Филиппинах.
Уже 2 января 1942 года была взята Манила – столица Филиппин на острове Лусон. Десант 14-й армии под командованием генерал-лейтенанта Масахару Хомма своими действиями перерубил связь находящихся в бухте крепостей Коррехидор и форт Драм с берегом. 31 января японская армия добралась до противоположного берега бухты и была обстреляна прямой наводкой с бетонного линкора. С этого момента началась история долгой осады неприступного форта.
Генерал-лейтенант японской армии Масахару Хомма. /Фото: wikipedia.org
За два с половиной месяца японская армия так и не смогла нанести существенного урона ни самой бетонной крепости, ни вооружению на палубе. В итоге 15 марта они применили против форта тяжелые гаубицы, однако и здесь им не улыбнулась удача – удалось уничтожить лишь зенитные орудия, тогда как остальные не пострадали. Американский бетонный линкор по-прежнему оставался неприступным и боеспособным, и это приводило японцев в бешенство. Обстрелы стали ежедневными.
Только 5 мая японские войска пошли на десантирование. И форт Драм, и Коррехидор сумели ликвидировать ряд вражеских целей, однако не менее 500 человек все же смогли высадиться на берег. Генерал Хомма уже готов был признать провал операции, но американцы решили иначе.
Американцы в бетонном линкоре оборонялись несколько месяцев. /Фото: topwar.ru
Командир частей армии США, базировавшихся на Коррехидоре, генерал Уэйнрайт отлично понимал, что положение их вот-вот станет отчаянным: большинство личного состава небоеспособно из-за ранений или болезней, продовольствие закачивалось, равно как и боеприпасы, а они, в отличие от тех же японцев, от возможности получить помощь были все еще отрезаны.
Ситуация на форте Драм была не намного лучше. Повреждения бетонного линкора были несерьезными, и, в принципе, тот мог еще долго оставаться полностью неприступным для врага. Однако и там заканчивали пресная вода и продовольствие, пополнить запасы которых также было неоткуда. Так, американскими офицерами было принято решение о капитуляции. Перед тем, как покинуть форт, были подорваны орудия, и неприступная крепость превратилась в бетонную точку на военных картах.
Однако боевая история форта Драм на этом не закончилась. Уже в 1945 году армия США успешно вытесняла японскую армию и Филиппин. Тогда же, после освобождения укрепления Манильской бухты американцы узнали, что в форте базируется гарнизон Императорской армии. Это казалось странным решением, ведь вооружение бетонного линкора восстановить не удалось.
Предложение американцев сдаться было отклонено. А те, зная о зверствах, которые учинила японская армия в Маниле, также отбросили всякие проявления гуманизма. В апреле 1945 года американские солдаты десантировались к форту. Но вести бой никто даже не собирался: они попросту наполнили вентиляционную систему форта горючими веществами и, отойдя вглубь моря, дистанционно все это подожгли. Пожар в крепости длился несколько дней. Выживших после такого среди 65 человек японского гарнизона не осталось.
Штурм американской армии на Филиппинах. / Фото: maximonline.ru
Уже после войны было выяснено, что форт выдержал попадание не менее 3000 авиабомб и снарядов другого типа без серьезных внешних и внутренних разрушений. Восстанавливать бывшую гордость американской армии не было смысла. Сегодня форт Драм пустует, большинство уцелевшего металла порезано и увезено мародерами, но сохранились орудийные башни на палубе. Лишь для обеспечения судоходства там был установлен автоматический маяк. Но даже в таком состоянии уникальный бетонный линкор поражает своим видом всех, кто посещает Манильскую бухту.
Остатки вооружения и сегодня хранят следы военных действий. /Фото: maximonline.ru
Несмотря на то, что бетонный линкор технически этому прозвищу не соответствовал, корабли из бетона все же существовали - Железобетонный флот: почему такие корабли не тонули и кому они понадобились