Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Немецкий танк «Тигр» пускай был машиной неидеальной, однако все-таки оказался весьма эффективным. А самое главное, что при всех своих недостатках он прекрасно справлялся с возложенной на него задачей со стороны командования. Тем не менее, проверенный на практике реальных боевых действий образец техники немцы решили сменить еще более грозным танком. Им стал «Тигр II» или «Королевский тигр», как его называла немецкая пропаганда. Вот только при всех многочисленных улучшениях на деле все вышло не так гладко, а сама эта история теперь является примером крайне поучительным из серии о том, как лучшее, становится врагом хорошего.

1. История разработки и производства



Первый Тигр был ответом на советские тяжелые танки. |Фото: tr.pinterest.com.

Первый Тигр был ответом на советские тяжелые танки. |Фото: tr.pinterest.com.


Войну с Советским Союзом Германия начала, имея в распоряжении легкие и средние танки. Столкновение с хорошо бронированными на момент 1941 года Т-34, а также тяжелыми танками КВ-1 и КВ-2 заставило немецкое командование задуматься о разработке собственного тяжелого танка. В 1942 в конце августа 1942 года во время боев на станции Мга под Ленинградом состоялся дебют главного арийского квадрата, танка Panzerkampfwagen VI Ausf.H – E или просто «Тигр». Разработкой и выпуском машины занималась ныне не существующая компания «Henschel-Werke». За годы войны немцы сделают более 1 400 таких.

Появление на восточном фронте «Тигров», а затем в 1943 году во время Курской битвы и первых «Пантер» заставило шевелиться уже советских конструкторов. В итоге всю войну Германия и Советский Союз бились не только на земле, в воздухе и на воде, но и в конструкторских бюро: шло соревнование прочности брони и мощности орудий танков и САУ. При этом уже к 1943 году в Германии окончательно сложилась концепция «танка-истребителя». Философия была примерно такой: делаем относительно немного высокотехнологичных и хорошо бронированных танков, расплачиваемся за их высокую живучесть ходовыми качествами и надежностью. Взамен надеемся на то, что такие танки принесут победу за счет сверхдальней стрельбы (2-2.5 км) и атак из засад. Благо и тому благоприятствовала действительно качественная немецкая оптика.

Еще в 1942 году началась разработка нового танка. |Фото: yaplakal.com.

Еще в 1942 году началась разработка нового танка. |Фото: yaplakal.com.


При этом еще в августе 1942 года фирма «Nibelungenwerk», принадлежавшая Фердинанду Порше, получила техническое задание на создание еще более мощного и бронированного танка, чем «Тигр». Аналогичное задание получил и Эрвин Адерс, который до этого уже разработал «Тигр» в стенах компании «Henschel». Хотя многие полагали, что во второй раз победит именно проект Порше, творение Адерса вновь помогло инженеру обойти его конкурента. По ходу разработки конструкторскому бюро «Henschel» были переданы в том числе наработки компании MAN, которая также трудилась над новым танком, в частности над проектом «Пантера II». В итоге предложения MAN нашли в новом танке самое широкое применение. Не пропала и работа завода Порше. К 1943 году, когда был собран первый рабочий образец новинки, заводы «Nibelungenwerk» уже сделали 50 башен для тяжелого танка собственного проекта. Однако, так как конструкция Порше все-таки была отвергнута, уже готовые башни передали заводу Адерса. Злополучные «Королевские тигры» будут выпускаться в двух вариантах: с башней Эрвина и башней Фердинанда.

Первый новый тяжелый серийный танк «Henschel» - Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II» был выпущен в ноябре 1943 года. Несмотря на нехватку материалов и постоянные бомбардировки Союзников собирали танки «Тигр II» с представительной скоростью. На пике производства одного «Короля» свинчивали за 15 суток. Всего до конца войны немцы собрали 489 серийных машин. Несмотря на это, объем выпуска все равно значительно уступал тем показателям, на которые надеялась немецкая ставка.

2. Защитные характеристики



Самый бронированный танк Второй мировой войны. |Фото: weaponsandwarfare.com.

Самый бронированный танк Второй мировой войны. |Фото: weaponsandwarfare.com.


Танк «Тигр II» по праву считается одним из самых защищенных танков Второй мировой войны. Одним из важнейших решений в области брони был окончательный уход от прямых углов и переход на наклонную броню. Данное решение немецкие конструкторы подсмотрели в советских танках Т-34. При этом немцы пытались упростить и удешевить производство новой машины без сокращения надежности защиты. Для этого было решено свести число используемых в конструкции бронеплит к минимуму. Корпус танка собирали из 6 бронеплит толщиной от 80 до 250 мм. Вся броня была гомогенной катанной из высокоуглеродистой стали. При этом молибден в стали пришлось заменять ванадием из-за проблем с наличием в Германии легирующих элементов. Данное решение привело к сокращению ударной вязкости брони.

Схема бронирования короля. |Фото: alternathistory.com.

Схема бронирования короля. |Фото: alternathistory.com.


Номинально броня «Тигра II» была массивнее и надежнее, чем броня «Тигра». Однако, нехватка легирующих компонентов привела к тому, что танк получился даже менее защищенным, чем машина 1942 года выпуска. Частично низкое качество стали компенсировалось переходом на наклонное расположение бронеплит. Повысить надежность конструкции немцы пытались также за счет сведения к минимуму числа о отверстий в корпусе боевой машины.

Сверху лоб корпуса был бронирован плитой 150 мм под 50 градусов, снизу – 120 мм под 50 градусов. Борт корпуса сверху защищался плитой 80 мм под 25 градусов, снизу 80 мм под 0 градусов. Корма имела бронирование 80 мм под 30 градусов. Крыша – 40 мм, днище – 40 мм. Маска орудия прикрывалась 65 мм стали, борта башни – 80 мм под 20 градусов, корма башни – 80 мм под 18 градусов. Лобовая броня у сборок Порше и Хеншеля отличалась своими параметрами. В первом случае «Тигр II» имел броню 107 мм под 10 градусов. Во втором случае – 185 мм под 10 градусов.

3. Вооружение



Танк получил лучшую пушку. |Фото: Pinterest.

Танк получил лучшую пушку. |Фото: Pinterest.


Если танк «Тигр» был вооружен в целом неплохой танковой пушкой 8,8 cm KwK 36 L/56, то при разработке «Королевского тигра» немецкие инженеры решили пойти еще дальне и поставили на новый тяжелый танк нарезное орудие 8,8 cm Pak. 43. И здесь будет достаточно сказать уже только то, что 43-я – это самая мощная противотанковая пушка времен Второй мировой войны. Производилась она компанией Krupp A.G. с 1942 года. При скорострельности 6-10 выстрелов в минуту пушка могла поражать цели на удалении до 4 км. При этом орудие обладало феноменальной точностью и высочайшим показателем пробития брони: на дистанции в 2 км эта пушка с лёгкостью пробивала бронеплиту 150 мм при угле в 60 градусов. На дистанцию в 1 000 метров в реальных боевых условиях пушка с 85% вероятностью поражала мишень типа танк 2.5х2 метра профилем.

За выдающиеся характеристики пришлось расплачиваться большой массой и габаритами. Вместе с маской главное орудие «Королевского тигра» весило 2 265 кг. Абсолютно все пушки Pak. 43 страдали от ускоренного износа ствола. В контексте использования орудия на танке появилась проблема с поворотным механизмом для башни: он подвергался повышенным нагрузкам и работал очень медленно. Кроме того, длина унитарного выстрела для Pak. 43 составляла 2.3 метра из-за боеукладка занимала очень много места и была слишком быстро расположена к самому орудию. Клались снаряды в нишах над гусеницами. В зависимости от башни менялся размер боекомплекта. В башню Порше помещалось 67 снарядов. В башню Хеншеля – 72 снаряда. Снаряды складывались в башню через специальный люк в ее корме. Он же использовался для выбрасывания отстрелянных гильзы, а в случае крайней необходимости еще и для эвакуации экипажа.

Мощнее орудия во Вторую мировую войну не было. |Фото: panzer-travelandhistory.blogspot.com.

Мощнее орудия во Вторую мировую войну не было. |Фото: panzer-travelandhistory.blogspot.com.


Орудие Pak. 43 обеспечивало «Тигру II» почти гарантированную победу в перестрелке с любым другим танком Союзников. Пушка со 100% вероятностью пробивала броню. Лишь советский танк ИС-2 на удалении в 1.5-2 км мог подарить своему экипажу шанс в 15% на выживание от выстрела «Королевского тигра» в лобовую броню. До «Короля» Pak. 43 использовался или сам по себе, или устанавливался на немецкие САУ, такие как «Фердинанд» и «Ягдпантера».

В качестве вспомогательного вооружения служили два пулемета калибра 7.92 мм MG-34. Один пулемет был курсовым. Другой устанавливался на командирской башенке и являлся зенитным. Общий боекомплект пулеметов составлял 5 850 выстрелов. Кроме них в распоряжении экипажа были бойницы для стрельбы из личного оружия и 26-мм мортира «Nahkampfgerät» для запуска дымовых шашек и выбрасывания осколочных гранат при приближении пехоты.

Лучшее вооружение. |Фото: Pinterest.

Лучшее вооружение. |Фото: Pinterest.


Для наведения орудия танка использовался шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1, который спустя несколько месяцев сменила монокулярная модель TZF 9d. Прицелы обеспечивали х3 и х2.5 кратное увеличение соответственно, а также поле зрения 26 и 13 градусов. Разработан прицел был фирмой Carl Zeiss. Все смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста были защищены специальными скобами. Рядом с курсовым пулеметом ставилась фара. Каждый «Тигр II» получал в распоряжение радиостанцию FuG 5 с дальностью передачи в 4 км. Командирские танки данной модели звена «полк-дивизия» оснащались радиостанциями FuG 8 с дальностью передачи 10 км, а модели звена «рота-батальон» оснащались станциями FuG 7 с дальностью передачи 30 км.

4. Ходовые характеристики



Проходимость была неплохой. |Фото: wwii48.su.

Проходимость была неплохой. |Фото: wwii48.su.


В движение танк «Тигр II» приводился двигателем HL 230 P30 производства компании «Maybach». Это был 12-цилиндровый V-образный 4-танктный карбюраторный силовой агрегат с жидкостным охлаждением и рабочим объемом 23 литра. При 3000 оборотах в минуту установка развивала удельную мощность в 700 лошадиных сил. Питался двигатель «Королевского тигра» от семи топливных баков суммарным объемом 860 литров. В годы войны этот же двигатель ставился на танки «Тигр», «Пантера», а также САУ «Ягдпантера» и «Ягдтигр», штурмовое орудие «Штурмтигр». Весила установка 1.2 тонны и имела габариты 1000х1190х1310 мм.

Данный двигатель неплохо зарекомендовал себя в годы войны, однако дальнейшее наращивание массы танка привело к тому, что на практике HL 230 P30 был вынужден работать под нагрузкой намного выше расчетной. Как итог, рабочие обороты агрегата не превышали на практике 2.5 тысяч. А потому падала и удельная мощность, с 700 «лошадей» она сокращалась до 500. На заключительном этапе войны для «Тигра II» был разработан новый X-образный 16-цилиндровый двигатель фирмы Simmering, который при 2 тысяч оборотов в минуту давал до 900 лошадиных сил за счет использования системы турбонаддува.

Грозная машина войны. |Фото: Pinterest.

Грозная машина войны. |Фото: Pinterest.


Торможение машины осуществлялось при помощи дисковых механических бортовых тормозов Argus Motoren LB 900.4. Танк использовал 12-ступенчатую коробку передач безвального типа с постоянным шестерным зацеплением, индивидуальными торсионами и центральной синхронизацией разработки фильмы Maybach модели OLVAR OG(B) 40 12 16B.

Ходовая часть «Королевского тигра» имела по 9 штампованных опорных катков с внутренней амортизацией с каждой стороны. Каждый первый и последний каток был оснащен гидравлической амортизацией. Располагались катки в шахматном порядке: 5 наружных, 4 внутренних. Ширина гусеничных траков модели Kgs 73/660/152 составляла 658 мм, что позволяло добиться относительно неплохого распределения массы и даже помогало держать танку вполне приемлемую скорость на пересеченной местности. Более того, по сравнению с «Тигром I» немецким инженерам удалось снизить давление гусениц на грунт с 1.09 кг до 1.06 кг, что было достижением при возросшей боевой массе с 57 до 68 тонн. Правда, транспортировка танка, проезд по мостам и форсирование водных преград для нового «Тигра» все еще было серьезной проблемой.

5. Боевое применение и оценка эффективности



Королевский тигр не оказался серьезного влияния на исход боев. |Фото: colonelcassad.livejournal.com.

Королевский тигр не оказался серьезного влияния на исход боев. |Фото: colonelcassad.livejournal.com.


Первые пять «Королевских тигров» были отправлена на Западный фронт в ведомство 316-ой Танковой учебной дивизии. Первые боевые 12 машин получил 503-ий батальон тяжелых танков. Уже 7 июля 1944 года новая машина побывала в бою. Там «Тиграм II» удалось подбить не менее 12 союзнических шаманов. «Король» также смог продемонстрировать высокую надежность против американских и британских противотанковых орудий QF 17 pounder и САУ М36. К 6 августу 1944 года был потерян под огнем тяжелой артиллерии первый «Королевский тигр».

К этому моменту тяжелые танки нового образца получали уже и другие подразделения. Там их судьба складывалась не толь радужно. Например, 101-ый тяжелый танковый батальон СС, получивший в свое распоряжение 14 машин «Тигр II» при отступлении в начале сентября 1944 года потерял все переданные ему танки.

Дебют «Королевских тигров» на Восточном фронте состоялся 13 августа 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме. Первое выступлении против СССР оказалось, по сути, разгромным для Германии, так как советское командование ожидало появления большого количества тяжелых машин. На участке против «Тигров» были выставлены в том числе 122-мм артиллерийские орудия А-19 и самоходки ИСУ-152. Более того, в бою у Оглендува немецкие «Тигры II» попали в засаду Т-34-85. В результате столкновения всего двум Т-34-85 из выгодного местоположения удалось уничтожить сразу 3 новинки рейха, а также серьезно повредить еще одного «Тигра» новой модели.

Последний был подбит в Берлине. |Фото: forum.onliner.by.

Последний был подбит в Берлине. |Фото: forum.onliner.by.


По итогу танк «Тигр II» оказался, с одной стороны, очень грозной, хорошо бронированной машиной с мощнейшим орудием. С другой стороны, машина была чрезвычайно уязвимой и страдала от многих хронических болезней других супертяжелых танков и САУ вермахта. В столкновении 1 на 1 «Королевский тигр» побеждал с вероятностью 90% любой танк или САУ. Однако на практике реализовывать его потенциал было чрезвычайно сложно. Хотя «Тигр II» был лучше по всем параметрам «Тигра I», машина не смогла в отличие от танка 1942 года оказать хоть сколь-нибудь представительное влияние на боевые действия. Будучи грозой всех союзнических танков на поле боя, «Королевский тигр» не стал проблемой даже для англичан и американцев, которые имели против него еще меньше аргументов, что Советский Союз. Впрочем, на Западном фронте против «Тигров II» быстро приспособились использовать авиацию.

Огромная масса, слабость силовой и ходовой части и специфика оперативно-тактической обстановки в 1944-1945 годах и вовсе делали «Тигр II» едва ли не бесполезным. Считается, что последний «Королевский тигр» был подбит 2 мая 1945 года в Берлине в районе моста Шпандау.

Видео с нашего канала расскажет про малоизвестный отечественный пулемет Березина:



Если хочется узнать еще больше интересного о бронетехнике, читайте про «Штурмтигр»: как показал себя на деле грозный сокрушитель городов вермахта.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





5768
14.09.2021 20:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё