Модернизация армейской техники – долгий, тяжёлый и чрезвычайно дорогой процесс, который никогда не идёт по плану. Обычно всё оказывается ещё сложнее и дороже, чем планировалось. А в случае с Соединёнными Штатами модернизация вообще пошла наперекосяк. В середине 1990-х годов Пентагон запланировал обновить технический парк сухопутных войск, потратил на это баснословную сумму, но, как оказалось, впустую.
Всё в одном
Линейка новой техники./ Фото: alternathistory.com
В середине-конце 1990-х годов американские военные приняли одиозное и технически грамотное решение – полностью перевооружить собственные сухопутные силы и ввести в строй новую технику. Старая уже перестала быть актуальной и не выполняла возложенные на неё задачи. Предстоявшее обновление обещало быть очень необычным – планировалось принять на вооружение целый парк машин разного назначения, построенных на одной платформе. Таким образом командование собиралось решить две глобальные проблемы: сделать армию более эффективной и во много раз упростить обслуживание техники. Если все машины будут построены на одном модульном шасси, сразу же решится проблема с запчастями, сократится время ремонта и исчезнут трудности с периодическим техобслуживанием.
Эскиз перспективного лёгкого танка./ Фото: frpedia.wiki
Одна из особенностей модульной платформы – это возможность её оснащения разным набором узлов и компонентов в зависимости от выполняемых задач. То есть легко можно построить танк, БМП или санитарную машину, все детали унифицированы. По сути, это один большой конструктор. На основе созданной по таким принципам платформы планировалось построить целую линейку боевых машин и машин сопровождения: танк, разведчик, миномёт, самоходную артиллерийскую установку, миномёт, санитарные машины двух разных конструкций, ремонтно-эвакуационную и штабную.
3-D проект танка./ Фото: mavink.com
Командование планировало полностью переоснастить и реорганизовать сухопутные бригады, а работы в этом направлении начались ещё в 1996 году. Согласно разработанной программе, для начала требовалось создать универсальную платформу, а к 2012 году построить опытные образцы для тестирования в реальных условиях. Составленный план предусматривал полную тестовую комплектацию одной из бригад новейшей техникой в 2015 году и старт массового производства в 2020-2021. Впрочем, как показала последующая история, военное командование было слишком оптимистично настроено и явно переоценивало свои силы.
Платформа
Пушка, установленная на макете./ Фото: mycity-military.com
К универсальной гусеничной платформе предъявлялся целый список требований, особенно это касалось размеров и бронирования. Технику планировалось перевозить самолётом, что накладывало определённые ограничения на габариты. Помимо основного бронирования и защиты днища от мин, разрабатывались дополнительные системы динамической и активной защиты. В движение платформа приводилась при помощи гибридной силовой установки, основанной на дизеле Detroit Diesel 5L890. ДВС размещался с левой стороны, остальные агрегаты справа, а расчётная максимальная скорость составляла 90 км/ч. Гусеничный движитель имел шесть катков на каждый борт и торсионную подвеску, которая в сочетании мощной силовой установкой позволяла преодолевать серьёзные препятствия (в теории). При этом экипаж всех машин, построенных на этой платформе, состоял всего из двух человек.
И танк, и САУ
Башня танка в сборе./ Фото: topwar.ru
Первыми машинами, построенными на новой платформе, должны были стать танк и самоходная артиллерийская установка. Танк XM1202 оборудовали гладкоствольным 120-миллиметровым орудием и автоматом заряжания, при этом башню собирались сделать необитаемой. Непосредственно на башне монтировался целый электронный комплекс, предназначенный для наблюдения за окружающей обстановкой и наведения орудия. Помимо уже существующих стандартных боеприпасов калибра 120 миллиметров, разрабатывались новые корректируемые с инфракрасной и лазерной головкой наведения. Их расчётная дальность должна была составить 112 километров. Гладкоствольное орудие XM360 имело одно интересное дополнение – электромагнитную установку для программирования снарядов с управляемым взрывателем. Среди полученного функционала были ночной и дневной прицелы, собственная метеостанция, круговой обзор, отслеживание целей и автоматическая корректировка огня в зависимости от параметров внешней среды. Танк фактически планировалось встроить в новую систему управления боем, для чего он оснащался современными средствами связи. К 2006 году был готов прототип универсального шасси, а после испытаний и некоторых доработок построили его образец. Также начались испытания орудия танка, а потом и башни в целом.
Проблемы без решения
Испытания артиллерийского орудия./ Фото: topwar.ru
Вот только реализация проекта столкнулась с целым рядом проблем, первоначальным источником которых было само военное командование. Оно постоянно вносило правки в проект и предъявляло всё новые требования к конструкции и техническим возможностям. В итоге специалисты вынуждены были часто перекраивать чертежи, возвращаться назад и всё делать заново. Это сильно тормозило работы и увеличивало их стоимость. Как результат, реализация проекта сильно отстала от графика, и в него постоянно приходилось вливать всё новые средства. К 2009 году его стоимость превысила 18 миллиардов долларов, что вызвало очень много вопросов. Ни одна из машин к тому времени готова не была, все они находились на разных стадиях разработки. В том же году проект решили закрыть, сосредоточившись на доработке САУ, но и её потом забросили.
На французский «Леклерк» тоже потратили много денег, и он теперь стоит настолько дорого, что его берегут и стараются не использовать по назначению.