Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Так исторически сложилось, что между российскими танками и танками НАТО есть просто огромная разница, причём её видно невооружённым взглядом. Речь идёт о размере танка: натовская бронетехника гораздо больше российской, да и значительно тяжелее. Конечно, между двумя танками есть конструктивные различия, но почему они привели к такой большой разнице в размерах?


Нехудеющая бронетехника

Танки Первой мировой войны./ Фото: .wikipedia.org

Танки Первой мировой войны./ Фото: .wikipedia.org


С самого начала своего существования танки выделялись на фоне остальной техники, а первым, что бросалось в глаза, были большой размер и огромный вес. Фактически это была вооружённая до зубов стальная крепость на колёсах, поэтому и вес был соответствующим, ведь корпус изготавливался из стальных листов, а те имели приличную толщину. Большая толщина была необходима, чтобы выдерживать попадания стрелкового оружия, артиллерия же не предназначалась для борьбы с бронетехникой и была не очень эффективна. Во время Первой и Второй мировых войн танкостроение развивалось полным ходом, а танки становились всё тяжелее. Причина была простой: танковые и артиллерийские орудия совершенствовались, поэтому требовалось всё более толстое бронирование, чтобы остановить снаряд с возрастающей убойной мощью.

Лёгкий танк Т-26./ Фото: pinterest.com

Лёгкий танк Т-26./ Фото: pinterest.com


В то время ещё существовал такой класс, как лёгкие танки. Главной их особенностью была сравнительная тонкая броня, способная останавливать только пулю из стрелкового оружия и, возможно, осколки снарядов, но не более того. Акцент в них делался не на повышенной защите, а на мобильности, то есть на скорости и манёвренности, то есть танк должен был весить мало и ездить быстро, обеспечивая поддержку более тяжёлой техники. Правда, со временем потребность в них полностью отпала, а их место заняли лёгкие бронемобили, обладавшие той же степенью защиты. И с этого момента жизнь танкостроителей стала очень сложной.

Тяжёлый немецкий танк «Тигр»./ Фото: mail.ru

Тяжёлый немецкий танк «Тигр»./ Фото: mail.ru


Как ни старались, они не могли больше уменьшить вес танков. Им приходилось постоянно увеличивать толщину бронирования, ставить более мощные и тяжёлые двигатели, а также создавать для танков орудийные башни, способные выдерживать выстрелы тяжёлыми артиллерийскими снарядами. Конструкторы старались держать баланс между защитой, вооружением и весом, чтобы танки вообще могли принести пользу на поле боя, и делали это разными способами. Фактически так и появились две школы танкостроения: советская и западная.

Западные танки

Танк Abrams M1A2./ Фото: warthunder.ru

Танк Abrams M1A2./ Фото: warthunder.ru


Практически все западные танки имеют вполне узнаваемый внешний вид. Взять тот же самый американский основной боевой танк «Абрамс»: он достаточно высокий, широкий и длинный, да к тому же ещё и оквадраченный. Подобный облик можно наблюдать не только у танков Abrams, но и у английских «Челленджеров» первого и второго поколения, а также у южнокорейских танков K1 88-Tank, которые совместно разрабатывались компаниями Hyundai Rotem и General Dynamics Land Systems. Они все имеют общие черты: массивный бронированный корпус и угловатые черты. Секрет тому – так называемая броня Чобхэма, разработанная британскими специалистами. Эта броня выполняет сразу две функции: защищает от обычных снарядов и предотвращает пробитие кумулятивными снарядами. Сама по себе броня Чобхэма очень прочная и твёрдая, и бронебойные снаряды с недостаточной кинетической энергией просто взрываются от столкновения с ней, оставляя минимальные повреждения. К тому же она состоит из многочисленных слоёв броневой стали, керамики и полимеров, поэтому своей структурой она разрушает кумулятивную струю.

Оторванная броня танка Abrams./ Фото: laminarts.ru

Оторванная броня танка Abrams./ Фото: laminarts.ru


У этой брони есть большой секрет: она представляет собой своеобразные сэндвич-панели, которые устанавливаются поверх корпуса танка на определённом от него расстоянии. То есть между этой бронёй и самим танком остаётся некоторое свободное пространство. Такой способ установки предназначен от зарядов кумулятивного типа: даже если слой брони будет пробит, то существующий воздушный зазор наверняка разрушит или хотя бы сильно ослабит кумулятивную струю. Именно за счёт так называемой брони Чобхэма танки кажутся массивными и угловатыми, и это одна из главных тому причин, но не единственная.

Танк AMX-56 Leclerc./ Фото: snafu-solomon.com

Танк AMX-56 Leclerc./ Фото: snafu-solomon.com


Ещё одна причина увеличенного размера танка – это наличие обитаемой башни, в отличие от российских (советских), где экипаж размещается внутри бронекапсулы в самом корпусе. При этом в «Абрамсе», «Леклерке», в «Леопарде» и в прочих западных танках внутри башни находится ещё и боекомплект. Он размещается в отдельном отсеке, потому как разработчики предполагали, что это спасёт экипаж от детонации после меткого попадания. Как показала практика, надеялись они на это совершенно зря. Вышибные панели после детонации часто не срабатывают, а танк вместе с экипажем сгорает.

Российские танки

Танк Т-64./ Фото: dzen.ru

Танк Т-64./ Фото: dzen.ru


Бронированию западных танков абсолютно всё равно, под каким углом прилетит снаряд, оно сработает в любом случае, поэтому они и получаются массивными и квадратными. У российских танков броня устроена по-другому, и правильный угол наклона здесь очень важен, за счёт этого они имеют несколько обтекаемую форму. Но самое главное в российских (советских) разработках – это компоновка. Ещё советские конструкторы приложили немало сил, чтобы все узлы в танках разместить как можно плотнее и компактнее, уменьшив таким образом габариты. Танки всегда делали как можно более низкими, чтобы уменьшить размер мишени для вражеских операторов. Так можно было увеличить шансы на выживание хотя бы в прямом столкновении с танками и противотанковой артиллерией (вертолёты и штурмовики – это отдельная и долгая история).

Танк Т-72./ Фото: dzen.ru

Танк Т-72./ Фото: dzen.ru


Ради того, чтобы сделать советские танки как можно меньше и ниже, конструкторы и создали автомат заряжания. Во-первых, они таким образом смогли сократить численность экипажа на одного человека, а во-вторых, они автоматизировали работу в башне и перенесли места экипажа внутрь. Именно поэтому башня стала сравнительно маленькой, а её высота уменьшилась. Впрочем, для удержания габаритов и массы бронетехники в определённых рамках есть ещё одна очень важная причина.

Танк Т-90М./ Фото: warthunder.ru

Танк Т-90М./ Фото: warthunder.ru


Российские танки изначально разрабатывались, чтобы во время возможного конфликта их можно было использовать в качестве ударной силы. То есть танк должен обладать достаточно большой скоростью и манёвренностью, чтобы при необходимости быстро передвигаться на приличные расстояния. Слишком тяжёлая машина этого сделать просто не сможет. К тому же на марше обязательно придётся пересекать мосты, и с большей частью из них это можно будет сделать безо всяких проблем. В отличие от западных, те по мостам проехать не смогут из-за слишком большого веса. Габариты российских танков тоже имеют значение, они как раз вписываются в рамки грузовых железнодорожных платформ, да и по тоннажу подходят. В случае конфликта такие танки можно оперативно перебрасывать в нужные районы страны и не думать при этом, как избежать логистических трудностей.

Танки Т-90 и Abrams./ Фото: forte.jor.br

Танки Т-90 и Abrams./ Фото: forte.jor.br


И у тех, и у других танков есть свои достоинства и недостатки, связанные с компоновкой, общей конструкцией, габаритами или весом. И те, и другие разрабатывались с использованием определённых подходов и концепций, актуальных для своего времени.

Одна из отличительных черт «Абрамса» - его силовая установка, газотурбинный двигатель, который сжигает просто неимоверное количество топлива.


Обратите внимание:







1876
15.11.2024 00:22
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё