Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




В истории каждой страны с развитым ВПК была хотя бы одна попытка создать совершенно новый современный танк. В России такую попытку тоже делали, причём не одну, а две. Последняя закончилась созданием Т-14 «Армата», судьба которого до сих пор вызывает большие вопросы. Первым же был танк Т-95, имевший больший потенциал, чем «Армата», но уже полтора десятилетия о нём ничего не слышно.


С чего всё началось

Танк Т-72./ Фото: dzen.ru

Танк Т-72./ Фото: dzen.ru


История перспективного танка Т-95 началась в конце 1980-х годов, когда завершился Афганский конфликт. Военное командование всерьёз задумалось о соответствии имевшихся на вооружении танков реалиям времени. Уж слишком много их было уничтожено во время боевых действий, а самое главное, были потеряны невосполнимые кадры, на подготовку которых уходит очень много времени. В конце концов было решено обновить танковый парк, но не за счёт модернизации устаревающих Т-72, а разработкой совершенно нового основного боевого танка.

Боеукладка Т-72./ Фото: odetievbrony.ru

Боеукладка Т-72./ Фото: odetievbrony.ru


Вопрос о модернизации существующих машин если и поднимался, то был задвинут на второй план, у командования были другие цели. Первой задачей стояло оснащение перспективного танка новым, более мощным и эффективным вооружением, второй — поднятие защиты на новый уровень, но при этом также собирались позаботиться о жизнях и здоровье экипажа. Классическая компоновка справлялась с этой задачей плохо. Хоть корпус и был защищён бронёй, а конструкторы приняли некоторые меры предосторожности, снизив вероятность возникновения пожара после поражения топливного бака, шансы на выживание экипажа после более или менее удачного попадания оставляли желать лучшего. Главной угрозой по-прежнему оставался большой запас топлива в подбашенном пространстве, а также автомат заряжания. При этом выстрелы находились в ячейках механизма заряжания и хранились прямо под башней, и если после попадания происходил пожар или детонация, экипаж лишался всяких шансов на выживание.

Компоновка Т-72./ Фото: topwar.ru

Компоновка Т-72./ Фото: topwar.ru


В новом танке должны были избавиться от многих существующих недостатков, включая и угрозу для жизни экипажа, но для этого пришлось бы разработать что-нибудь совершенно новое. Вносить косметические изменения и даже проводить масштабную модернизацию смысла не имело никакого. Так в 1990 году был начат проект по разработке танка Т-95 («Объект 195»).

Перспективный танк

Предположительно Т-95./ Фото: dzen.ru

Предположительно Т-95./ Фото: dzen.ru


Разработкой проекта занимался «Уралвагонзавод», причём делал это в атмосфере строжайшей секретности, поэтому нет возможности узнать, какие именно накопившиеся сведения правдивы, а какие являются лишь досужей выдумкой или гипотезами. Так или иначе, просочившиеся сведения о проекте были собраны разными источниками, благодаря чему и можно составить общую картину перспективного танка. Насколько известно, в 2008 году были завершены его испытания и проведена закрытая демонстрация его возможностей. После этого ещё два года конструкторы продолжали с ним работать, исправляя выявленные ошибки, но итог оказался печальным — в 2010 году финансирование проекта прекратилось. Есть мнение, что новый танк оказался технически слишком сложным и нестандартным. Для начала серийного производства требовалось открыть новые производственные мощности и существенно модернизировать старые, а это были очень большие вложения, на которые никто не хотел идти. Специалисты «Уралвагонзавода» вроде как не забросили проект и продолжили его в инициативном порядке, но никаких сведений о нём больше не было, поэтому работу над ним вполне могли забросить.

Немного технических деталей

Предположительно Т-95./ Фото: vk.com

Предположительно Т-95./ Фото: vk.com


Главной особенностью танка Т-95 было не вооружение или тактические возможности, хоть их и планировалось сделать куда более впечатляющими, чем у Т-72, преимуществом экспериментальной машины стала компоновка. Конструкторы радикально её изменили, пытаясь таким образом сделать танк более безопасным и защищённым. Башню Т-95 полностью автоматизировали и убрали из неё экипаж, все процессы проходили в полностью автоматическом режиме. Чтобы максимально защитить командира и водителя-механика, для них создали изолированную бронекапсулу и поместили её в передней части танка. Таким образом экипаж отделялся дополнительным слоем бронирования. Помимо этого, для боекомплекта и топливного бака создали отдельные бронированные отсеки. Это наверняка уберегло бы от последствий пожара, но непонятно, могло бы это спасти от детонации выстрелов. Возможно, для этого реализовали ещё какие-нибудь технические решения.

Т-95./ Фото: dzen.ru

Т-95./ Фото: dzen.ru


Благодаря новой компоновке тяжёлая и массивная башня фактически превратилась в орудийный лафет небольшого размера, её масса уменьшилась в несколько раз, а у конструкторов появилась отличная возможность нарастить бронирование и увеличить защиту внутренних отсеков, которой ранее не было в предыдущих разработках. Конечно, появившегося запаса массы было недостаточно, чтобы реализовать все пожелания военных, так что вес танка в итоге вырос. Точные цифры неизвестны, но он составил около 55 тонн. Причём немалая часть появилась за счёт нового орудия: вместо 125-миллиметровой пушки установили совершенно новую калибром 152 миллиметра. Правда, осталось неизвестным, какими именно выстрелами её собирались снаряжать, к новому орудию вряд ли подошли бы гаубичные снаряды. Новое орудие позволило бы поражать западные танки, оснащённые многослойной композитной бронёй, состоящей из бронелистов и керамических пластин. Даже кинетические снаряды в этом случае обладали бы огромной мощностью.

Оснащение


Изначально этот проект значил очень много для военных, которые хотели получить не просто танк, а полноценную боевую платформу, универсальную и готовую к использованию в самых разных целях. Фактически Т-95 («Объект 195») одновременно был и танком, и гусеничным шасси, пригодным для постройки других машин, боевых и транспортных. Максимальная унификация позволила бы упростить ремонт, удешевить производство и сократить расходы на техническое обслуживание. Тем более что в его создание собирались вложить новые технологии и использовать современные материалы. Сам же танк Т-95 должен был получить новейшую систему управления огнём, а также электронные средства для наблюдения за полем боя, прицеливания и коррекции огня. У него не было традиционного оптического прицела, водитель и командир могли видеть окружающую обстановку при помощи камер кругового обзора и вести огонь едва ли не нажатием одной кнопки.

Наследник Т-95 - Т-17 «Армата»./ Фото: naked-science.ru

Наследник Т-95 - Т-17 «Армата»./ Фото: naked-science.ru


Хоть точные технические детали и неизвестны, танк Т-95 наверняка получился чрезвычайно дорогим в производстве, от его продвижения отказались совсем не зря. Впрочем, то же самое произошло и с несколькими зарубежными высокотехнологичными образцами. В итоге те же самые технологии легли в основу танка Т-14 «Армата», который фактически был упрощённой версией «Объекта 195». Тем не менее даже он вышел далеко за рамки максимально возможного веса, а его стоимость намного превышает цену текущего российского ОБТ. Как бы то ни было, но от перспективного танка отказались, и его состояние на текущий момент остаётся неизвестным.

Именно на платформе танка Т-95 и построили современный Т-14 «Армата», упростив его конструкцию. Новая техника получилась более привлекательной, но при этом с кучей проблем.


Обратите внимание:







1119
9.12.2024 23:58
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё