Иногда приходится слышать, что после 1950-х годов в Советском Союзе не было собственного учебного самолета. На самом деле это не так. В СССР был достаточно богатый парк учебно-боевых машин, выполненных на базе оригинальных военных моделей. Однако, основным учебно-боевым самолетом СССР и стран Варшавского договора действительно был чехословацкий Аэро Л-39 «Альбатрос», созданный в 1968 году. Тем не менее, уже в середине 1980-х годов ВВС захотели заменить эту машину на более современную. Разработка нового УБС началась в ОКБ Яковлева, но завершить ее не успели.
1. История разработки и производства Як-130
Чехословацкий Альбатрос. |Фото: rus.team.
Чехословацкий Аэро Л-39 «Альбатрос» — это хорошая машина. В общей сложности чехи произвели 2 868 таких учебно-боевых самолетов. Используются они по всей день примерно в 30 странах мира. Тем не менее, в середине 1980-х годов в Советском Союзе Л-39 уже считался устаревающим и не отвечающим всем требованиям военно-воздушных училищ. Самолет 1968 года создавался для обучения летчиков под истребители II и III поколений. Военно-воздушные силы нуждались в принципиально новой машине, которая позволила бы заниматься обучением летчиков, способных управлять боевыми самолетами-истребителями IV и в перспективе V генерации. Поэтому ближе к концу 1980-х годов в Союзе было инициировало проведение конструкторского конкурса на создание новейшего отечественного учебно-боевого самолета (УБС). Военные надеялись на то, что новая учебная машина будет готова уже через несколько лет. Предполагалось, что в перспективе 10-15 лет новинка сможет полностью вытеснить устаревающие чешские L-39.
Разрабатывать новый самолет взялись еще в СССР. |Фото: tsargrad.tv.
Требования военно-воздушных сил СССР к новому УБС были разумными: военные хотели получить универсальный 2-двигательный учебно-боевой самолет, с помощью которого можно было бы готовить военных летчиков на протяжении всего цикла обучения, начиная от первоначального курса и заканчивая обучением особенностям боевого применения. Также новый УБС должен был подходить для использования в строевых частях для поддержания квалификации уже действующих пилотов ВВС. Активнейшим участником авиационного конкурса стало ОКБ Яковлева. Новый проект был начат под руководством трех главных конструкторов – Виталия Нарышкина, Николая Долженкова и Константина Поповича. Результатом их работы стал проект самолета Як-130. Однако, до летного прототипа в СССР дело не дошло, случился 1991 год.
Итальянский братик. |Фото: factmil.com.
После развала Советского Союза надобность в собственном УБС для ВВС России никуда не исчезла. Однако, 1990-е годы для ОКБ Яковлева были не самым простым временем. Бюро испытывало серьезные сложности с финансированием. В том числе по этой причине к проекту Як-130 была привлечена итальянская компания Aermacchi, которая в первую очередь помогла деньгами. В последствии итальянцы вышли из проекта и создали собственный самолет - M-346, который «поразительным» образом похож на советско-российской Як-130. В итальянском М-346 полностью заимствовал планер. Так или иначе, но новая отечественная учебная машина была готова к 1996 году. Наконец, 25 апреля Як-130 первый раз оторвался от земли и поднялся в небо под управлением летчика-испытателя 1-го класса и мастера спорта СССР международного класса Андрея Александровича Синицына. 2 мая того же года за испытание новой авиационной техники Синицы получил звание Героя России.
Летчики-испытатели Яковлева. Андрей Синицы - слева. Олег Кононенко - справа. |Фото: voenflot.ru.
Увы, после этого прошло еще немало времени, прежде чем новый Як-130 смог добраться до военно-воздушных сил Российской Федерации. Официально испытания УБС продолжались вплоть до декабря 2009 года. Тогда же началось серийное производство машины на Авиастроительном заводе «Сокол». Напомним, что расположено предприятие в Нижнем Новгороде. Наконец, в войска 130-ый пошел с первых месяцев 2010 года. Впрочем, уже через год производство новых самолетов перенесли в Иркутск на тамошнее предприятие «Иркут», занимающееся выпуском самолетов. С этого момент Як-130 производится как для нужд ВВС России, так и на экспорт. Стоимость одной учебной машины составляет порядка 7-7.5 млн долларов для внутреннего рынка и около 15 млн долларов в качестве экспортного варианта. За 9 лет производства было выпущено более 160 подобных самолетов.
2. Характеристики и оценки Як-130
Як-130 в небе. |Фото: wikimedia.org.
Что же мы имеем по техническим и летным учебной машины? Итак, 130-ый Яковлев – это 2-двигательный моноплан классической аэродинамической схемы. Планер самолета имеет стреловидные крылья со средним расположением. Горизонтальное оперение 130-го – цельноповоротное. Кабиной самолета - с последовательным расположением кресел пилотов. Фонарь кабины самолета – единый. Также планер самолета оснащен парой воздухозаборников. Машина оснащена системой управления КСУ-130. Разработана она была специалистами Московского института электромеханики и автоматики. Данная система позволяет имитировать летные характеристики других истребителей в учебных целях. Таким образом, с помощью Як-130 можно готовить военных летчиков для полетов на таких самолетах IV и V поколений как: отечественные МиГ-29 и Су-30, американские F-16 и и F-35, французские самолеты семейства Rafale и некоторые другие машины.
На Як-130 можно готовить летчиков даже для американских машин. |Фото: ot-vinta.org.
В самолете отсутствуют любые устаревшие электромеханические приборы. Вместо них используется современная аппаратура с электронной индикацией. Основу системы управления составляет на 3 ЖКИ-экрана с многофункциональными индикаторами. Габариты каждого монитора - 15х20 см. Также самолеты Як-130 получили наиболее современную и совершенную систему эвакуации пилотов с помощью кресла-катапульты. Его важной особенностью является способность безопасно срабатывать, в том числе на низких скоростях (вплоть до нуля) и на сверхмалых высотах. Также из соображений повышения ремонтопригодности в Як-130 принципиально не стали использовать современные композиты. Вместо них в конструкции применяются «классические» сплавы на базе алюминия, лития и магния.
Самое современное оснащение. |Фото: Twitter.
Самолет Як-130 является двухместным. Габариты машины составляют 11.49х9.84х4.64 метра при площади крыла 23.5 кв.м. Масса порожнего самолета составляет 4.6 тонны. Максимальная взлетная масса может достигать 10.2 тонн. В движение самолет приводится парой турбореактивных двигателей модели АИ-222-25 с тягой 2 500 кгс каждый. До 2004 года авиационные двигатели для Як-130 производились в Украине на предприятии «Мотор Сич». В последствии производство АИ-222-25 было также освоено на российском НПЦ газотурбостроения «Салют». Максимальная скорость самолета может достигать 1 050 км/ч. Практический потолок – 12.5 км. Скороподъемность машины до потолка – 4 минуты 49 секунд. Коэффициент тяговооруженности – 0.8. Боевая нагрузка Як-130 может достигать 3 тонн. Вооружать самолет можно управляемыми и неуправляемыми ракетами, обычным и корректируемыми бомбами. Примерный ресурс эксплуатации борта – 10 тысяч часов.
Як-130 белорусских ВВС. ¦Фото: mil.by.
Популярный американский правоконсервативный военно-политический журнал National Interest высоко оценил советско-российский учебно-боевой самолет Як-130, указав на широкие возможности учебной машины как боевого самолета в случае необходимости. В то же время американские специалисты указали на то, что итальянский аналог 130-го превосходит российский самолет по аэродинамическим характеристикам благодаря использованию более совершенных двигателей Honeywell F124-GA-200.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про Sukhoi SuperJet: почему надежда и ненависть «Аэрофлота» почти не летает.