И в современных, и в старых танках практически стандартом было использование мощных дизельных моторов. Они обладают целым рядом преимуществ и являются практически идеальными для использования в тяжёлой бронетехнике. Впрочем, во время Второй мировой войны Германия использовала только бензиновые двигатели, а виноват в этом был тот самый «Майбах».
Танковые дизельные двигатели
Дизельный двигатель В-2./ Фото: yaplakal.com
За очень редким исключением на танки всегда ставились дизельные двигатели. Впрочем, удивляться тут особо нечему, только так конструкторы и могли обеспечить тяжёлую бронетехнику подходящим силовым агрегатом. Дизель для этих целей годится лучше всего и с точки зрения технических характеристик, и по своим эксплуатационным особенностям. Одна из его особенностей – более простая конструкция, поэтому он дешевле в производстве, да и обслуживать его куда как проще, особенно если речь заходит о работе в полевых условиях или об отсутствии высококвалифицированного персонала. И то, и другое во время войны можно назвать правилом, а не исключением.
Газотурбинный двигатель танка Abrams./ Фото: dzen.ru
Ещё один болезненный вопрос – расход топлива. Даже сейчас владельцы дизельных автомобилей могут лишь порадоваться этому факту, что уж говорить о танках, где расход топлива гораздо больше. Да и крутящий момент у него побольше будет, что самым лучшим образом сказывается на способности танка вообще куда-нибудь ехать. Таким образом и выходит, что на тяжёлую бронетехнику устанавливали и устанавливают только дизели. Исключения очень редки. К примеру, на отечественный Т-80 и американский «Абрамс» в своё время поставили газотурбинные двигатели. Благодаря этому танки получили несколько преимуществ, а ещё больше возникло сложностей в эксплуатации. Эффективнее дизеля никто не смог ничего придумать, но это не остановило Германию во время Второй мировой войны от массового использования бензиновых моторов.
Война войной, а монополия – это важно
Танк Panzerkampfwagen neubaufahrzeug./ Фото: smotryashka.ru
История эта началась ещё в первой половине 1930-х годов, когда немецкие инженеры разрабатывали танк Neubaufahrzeug. Его пытались сделать быстрым и манёвренным, делая ставку не на бронирование, а на скорость передвижения. На тот момент танки оснащались авиационными двигателями V12 производства BMW, но их возможностей откровенно не хватало, чтобы обеспечить танкам необходимую динамику. К тому же с этими моторами могла работать лишь прочная, массивная и тяжёлая трансмиссия, из-за чего боевая машина существенно прибавила в весе. Танкостроителям нужен был новый, более совершенный двигатель, который бы позволил разгрузить трансмиссию и уменьшить её вес.
Первый новый двигатель HL 100./ Фото: warspot.ru
Его разработкой занялась компания Maybach и добилась впечатляющих результатов. Из представленных двигателей можно было выжать большую мощность, а работали они на высоких оборотах с крутящим моментом, который оказался почти в три раза меньшим, чем у авиационного мотора. К моторам HL-108 и 120 изготовили две новые трансмиссии с гораздо меньшим весом. На тот момент другой альтернативы не существовало, а эти моторы по своим характеристикам отлично вписывались в проектные требования. Первым же стал средний танк Pz.Kpfw IV, чей вес составлял 18 с небольшим тонн.
Немецкий танк Pz.Kpfw IV с бензиновым двигателем./ Фото: dzen.ru
Дальше так и повелось. «Майбах» запустил крупносерийное производство и выпускал комплекты для сборки моторов и трансмиссий, после чего отправлял их на танковые заводы. Впрочем, получение заказов не обошлось без сторонней помощи. Компания «Майбах» отлично ладила с Управлением вооружений, которое активно её поддерживало. Производитель быстро стал монополистом в этой области, а развитие дизельных моторов естественным образом тормозилось.
Дизели всё-таки появились, хоть и поздно
Дизельный двигатель MB 507 от Daimler-Benz./ Фото: overclockers.ru
Были и другие причины, по которым всю войну Германия использовала только бензиновые танковые моторы. Главной же было элементарное отсутствие приемлемого дизеля. На тот момент существовавшие двигатели были слишком уж большими и тяжёлыми, и до совершенства им тоже было далеко. Впрочем, среди специалистов и командования были те, кто считал дизель более перспективным направлением, но дело сдвинулось с места лишь в 1942 году. В процесс вмешался Гитлер, разделявший ту же точку зрения, и нескольким компаниям дал распоряжение разработать новый двигатель, работающий на дизельном топливе.
Неудачный немецкий танк Vk 45.02 P с дизелем./ Фото: dzen.ru
Благо, на тот момент уже существовали некоторые наработки у Daimler-Benz. Компания с конца 1930-х годов пыталась создать дизельный мотор и установить его на танки, но дальше прототипов и тестовых образцов дело не пошло. Работу двигателей нельзя было назвать стабильной, а испытания оборудованных ними танков до конца так и не довели. Тем не менее компании «Татра», «Порше» и «Клёкнер-Гумбольдт-Дойц» через время представили свои образцы дизельных моторов, от 4-цилиндровых до V-образных 12-цилиндровых, предназначенных для установки на различную технику, от автомобилей до танков. Вот только было уже слишком поздно, а максимум, что успели сделать, так это создать несколько прототипов танков, но ресурсов и времени на их производство не было.
Среди всех американских танков «Абрамс» имеет самую экзотическую силовую установку. Дорогой и сложный газотурбинный двигатель буквально пьёт топливо, имеет массу недостатков, но до сих пор используется в танках.