Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Танк – чрезвычайно тяжёлая для своего размера техника, и большую часть его веса составляет бронирование с вооружением. Сдвинуть с места такую тушу сложно, и для этого используются дизельные двигатели мощностью тысячи полторы лошадей. Но есть и исключение – танк M1 Abrams, у которого вместо дизеля стоит газотурбинный мотор. Только не совсем понятно, зачем понадобилась такая экзотика, ведь из-за неё эксплуатация танка связана с большими проблемами.


Танк с газовой турбиной

Танк Abrams M1A2./ Фото: topwar.ru

Танк Abrams M1A2./ Фото: topwar.ru


На самом деле, танк M1 Abrams – это большая экзотика, базовая конструкция которой почти не меняется вот уже больше сорока лет. В конце 1970-х годов, ещё во время конкурса на создание нового ОБТ для Соединённых Штатов, «Абрамс» получил инновационную силовую установку, а произошло это благодаря некоторому стечению обстоятельств, желанию военных сэкономить и при этом получить танк с мощным двигателем. Газотурбинная силовая установка продемонстрировала неплохие возможности и серьёзные преимущества перед стандартным дизельным двигателем, да и танк у разработчиков (а это был «Крайслер») получился более дешёвым и в некоторых аспектах более совершенным.

Танк Т-80./ Фото: sony-club.ru

Танк Т-80./ Фото: sony-club.ru


Правда, есть небольшой шанс, что на попытку внедрения газотурбинного двигателя сильно повлиял советский танк. Всё дело в том, что как раз во время конкурса на новый ОБТ США стартовало производство первого в мире танка с газовой турбиной, и это был как раз советский Т-80. Вряд ли Соединённые Штаты могли пропустить такую новость, и вполне вероятно, что M1 Abrams стал своеобразным ответом в гонке вооружений. Это было бы как раз в духе того времени. Как бы то ни было, но «М1 Абрамс» с ГТД всё-таки был принят на вооружение, хоть некоторые технические эксперты до сих пор недоумевают, зачем вообще это было сделано.

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель./ Фото: ekonomstrojdom.ru

Газотурбинный двигатель./ Фото: ekonomstrojdom.ru


Если отбросить все технические вопросы и невообразимо сложную аэродинамику, принцип работы газотурбинного двигателя можно представить в виде очень простой схемы: сильно сжатый компрессором воздух смешивается с топливом в камере сгорания, а образовавшиеся при этом продукты сгорания с огромной силой вырываются наружу и проходят через крыльчатку турбины. Сама турбина в некоторой степени похожа на лопасти вентилятора. Крыльчатка раскручивается сгоревшими газами, создаёт крутящий момент и таким образом приводит в действие другие механизмы.

Двигатель танка Leclerc./ Фото: dzen.ru

Двигатель танка Leclerc./ Фото: dzen.ru


При этом получаемая механическая энергия настолько велика, что в сравнении с газотурбинным двигателем обычный дизельный остаётся далеко позади, и это нашло большое применение в технике. К примеру, на основе ГТД делают компактные, экономичные и очень мощные электрические генераторы. Современный газовый двигатель может быть очень маленьким, не больше ладони величиной, поэтому и генератор получается небольшим. Подобный генератор используется в танках «Леклерк», он работает в паре с дизельным мотором мощностью 1500 лошадиных сил. С одной стороны, на турбине смонтирован высокопроизводительный электрогенератор, который обеспечивает энергией и двигатель, и все остальные системы танка. С другой же, турбина приводит в действие компрессор для наддува танкового дизеля.

Танковый ГТД

ГТД танка Abrams./ Фото: overclockers.ru

ГТД танка Abrams./ Фото: overclockers.ru


В «Абрамсе» газотурбинный двигатель полностью заменяет дизель, именно он обеспечивает работу трансмиссии и приводит в движение танк. Ведь крутящий момент могут давать не только поршни и коленвал двигателя внутреннего сгорания, но и та самая крыльчатка, которая раскручивает вал турбины. Самое же интересное, что такой двигатель даёт сразу несколько больших преимуществ, и первое из них – большая удельная мощность, что для танка имеет огромное значение. «Абрамс» и так получился очень тяжёлым: в зависимости от модификации он имеет вес 60-70 тонн, и чем меньше будет весить силовая установка, тем лучше. В итоге, за счёт экономии веса можно нарастить бронирование или увеличить боезапас.

Ремонт ГТД./ Фото: dzen.ru

Ремонт ГТД./ Фото: dzen.ru


Ещё одно преимущество – меньшие размеры ГТД по сравнению с дизельным турбированным мотором. Конструкторы вообще объединили его с трансмиссией и сделали единый модуль, сменный к тому же. Его замена в сложных полевых условиях занимает около 60 минут, что позволяет выполнить быстрый ремонт, разумеется, при наличии запасной силовой установки. Также одним из преимуществ является меньшее время запуска: у настолько большой силовой установки подготовка к запуску, запуск и выход на рабочие показатели занимает немало времени. Дополнительно к этому, газотурбинный двигатель менее шумный, разработчикам удалось заглушить пронзительный свист турбины, что с дизелем сделать практически невозможно.

А как же недостатки?

На выхлопе танка Abrams греется чайник./ Фото: mail.ru

На выхлопе танка Abrams греется чайник./ Фото: mail.ru


По мнению американских военных, вышеперечисленные преимущества являются достаточным основанием, чтобы использовать газотурбинный двигатель и пренебречь всеми имеющимися недостатками. Впрочем, их тоже оказалось немало, и все они один другого серьёзнее. К примеру, большое беспокойство вызывает выхлоп «Абрамса». Двигательная установка танка использует большое количество воздуха, поэтому выхлоп получается довольно мощным и очень горячим. На самом деле, за «Абрамсом» находиться просто опасно, поскольку можно получить сильные ожоги, и при необходимости пехота не сможет полноценно использовать танк в качестве укрытия от пуль и осколков. К тому же столь большое облако горячего воздуха отлично фиксируется инфракрасными датчиками и легко используется для наведения ракет и умных бомб.

Заправка танка Abrams M1A2 в поле./ Фото: foreignaffairs.com

Заправка танка Abrams M1A2 в поле./ Фото: foreignaffairs.com


Самая же большая проблема газотурбинного двигателя – немалый расход топлива. Причём в зимнее время, на пересечённой местности и на раскисшем грунте расход может сильно увеличиваться. Если нескольким десяткам танков необходимо доехать из точки А в точку Б, то это уже превращается в проблему, а на поле боя, где нет места экономии, это может перерасти в настоящую катастрофу. Ведь противник не даст просто так наладить постоянный поток бензовозов с топливом, а их потребуется очень много. По всей видимости, американское командование и так всё устраивает, и менять силовую установку «Абрамсов» никто не собирается. На этом фоне сложности с эксплуатацией ГТД и чрезвычайно дорогое их обслуживание кажутся просто мелкими неприятностями.

Каким бы хорошим ни был «Абрамс», он тоже устаревает, и ему на смену создали совершенно новый танк, построенный на основе инновационных технологий.


Обратите внимание:







1701
5.11.2024 11:49
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё