В последние годы в России все чаще звучат призывы о необходимости строительства моста на Сахалин. Однако, сегодня уже мало кто помнит о том, что в годы советской власти строили тоннель на главный остров Дальнего Востока. Предполагалось, что уникальный инфраструктурный проект будет реализован всего за 5 лет. Однако, в конечном счете стройку закрыли, что вызвало изрядное удивление не только у руководителей проекта, но и у большинства рабочих.
Открыли остров в XVII веке. |Фото: sportishka.com.
Русская история Сахалина начинается в 1640 году, когда об этой земле узнал русский землеходец Василий Данилович Поярков в ходе экспедиции по Приамурью. Впрочем, сам Поярков до острова не добрался, а только собрал о нем сведения, полученные от местных жителей. Большая часть побережья Сахалина была исследована лишь в начале XIX столетия. В 1805 году в этих местах побывало русское судно «Надежда» под командой небезызвестного Ивана Фёдоровича Крузенштерна. При этом то, что Сахалин все-таки является островом, смогли окончательно подтвердить лишь в 1849 году после экспедиции Геннадия Ивановича Невельского. Примерно тогда же начались и первые споры за остров между Японией и Россией. В 1855 году Сахалин был признан общим «безраздельным» владением двух держав, однако уже в 1875 году империя выменяла у страны восходящего Солнца ее часть Сахалина на свою часть Курильского архипелага.
Сначала здесь была каторга. |Фото: imghub.ru.
Хотя русские казаки впервые ступили на сахалинские пляжи еще в XVII веке, вплоть до середины XIX столетия остров на 99 % был населен аборигенным населением - айнами. В 60-е годы XIX века здесь появляется русская каторга. В начале XX века Сахалин стал полем боя для русских и японских солдат в войне 1904-1905 годов. По итогам провальной для империи войны к Японии отошла южная часть острова ниже 50-ой параллели. В годы гражданской войны японцы попытались отнять серную часть острова, однако у них этого так и не получилось. В то время по итогам Второй мировой войны Советский Союз отобрал и южную часть Сахалина, и Курильские острова. С тех пор остров остается частью России.
Советские войска в южном Сахалине. |Фото: rg.ru.
Нужно ли говорить о том, что Сахалин имеет серьезнейшие проблемы в связи с тем, что является островом? И эти проблемы обсуждались еще во времена Российской империи, когда на Сахалине только стали появляться первые русские (и не очень) добровольные (и не всегда) переселенцы. Так, в конце XIX столетия ряд имперских чиновников поднимал вопрос о строительстве моста. Однако, экономическая целесообразность такого суперпроекта на тот момент отсутствовала, поэтому перспективный сахалинский мост так и остался лишь разговорами… К идее создания сухопутной артерии на Сахалин вернулись уже в годы советской власти.
Тоннель и возможный мост в одном и том же месте. |Фото: geoglob.ru.
В 1950 году начались подготовительные работы для создания тоннеля. Сдать в эксплуатацию стратегический объект рассчитывали уже к 1955 году. Протяженность тоннеля должна была составлять 12.4 км. Для его создания в 1.5 км от мыса Лазарева также пришлось насыпать искусственный остров. Строился тоннель сразу с двух сторон. На материке работы велись на так называемом «Строительстве 507». На острове – на «Строительстве 506». Всего в проекте было задействовано 27 тысяч рабочих из числа вольнонаемных, военнослужащих и заключенных. Последних на стройке было до 8 тысяч. За работу на проекте зекам не только платили, но и сокращали сроки. Правда, попасть сюда могли лишь те, кто не был осужден по тяжелым уголовным статьям (убийство, бандитизм, изнасилование и т.п).
Тоннель так и не достроили. ¦Фото: bangkokbook.ru.
Однако, проект строительства тоннеля так и не был доведен до конца. В 1953 году стройку закрыли, рабочих отправили по домам, а заключенных амнистировали. Правда, по воспоминаниям современников на момент закрытия стройку покинуло только 200 амнистированных. Большинство рабочих, в том числе из числа бывших зэка до последнего ждали возобновления работ. Однако, при Хрущеве проект так и не разморозили.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему железная дорога часто лежит на высоченной земляной насыпи.