Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




На малые ракетные корабли Советский Союз возлагал большие надежды и предназначал их для выполнения широкого круга задач. При каждом удобном случае их возможности расширялись, и одной из ступеней в их развитии предполагалось сделать МРК 1240 «Ураган». Это был удивительный корабль, но по разным причинам его так и не пустили в серию.


Корабли на подводных крыльях

Теплоход на подводных крыльях «Ракета»./ Фото: hdpic.club

Теплоход на подводных крыльях «Ракета»./ Фото: hdpic.club


Одним из главных отличий малых ракетных кораблей являются их скорость и манёвренность. Благодаря им судно может наносить удары по противнику, быстро перемещаясь по зоне боевых действий. На повышение этих показателей было брошено много сил и средств, а одним из способов это сделать стало внедрение подводных крыльев. Работы в этом направлении в Советском Союзе велись ещё с 1930-х годов, а большим прорывом в этом направлении стал катер «Ракета», созданный в 1957-м. Гражданские суда на подводных крыльях стали своеобразными плавучими лабораториями. В процессе их эксплуатации инженеры выяснили немало интересных нюансов и в дальнейшем строили интересные суда с использованием этих технологий.

Подводные крылья./ Фото: iphones.ru

Подводные крылья./ Фото: iphones.ru


Подводные крылья использовались не ради красоты, а для безопасного повышения технических характеристик. Корабельных дел мастера давно знали, что скорость корабля можно увеличить лишь до определённого предела, дальше которого такие попытки становились не только бессмысленными, но и опасными. Всё дело было в контакте корпуса судна с водой. Преодолеть сопротивление воды очень сложно, и тем труднее это сделать, чем больше корабль, поэтому на разгон корабля до хоть сколько-нибудь большой скорости необходимо неимоверное количество энергии. Если же это всё-таки удастся сделать, капли воды начинают бить в корпус с такой силой, что на нём появляются повреждения – эрозия. То есть срок эксплуатации корабля будет существенно снижен, и ему в самом недалёком будущем потребуется ремонт.

Крыло./ Фото: airbase.ru

Крыло./ Фото: airbase.ru


В катере «Ракета» проблему скорости решили как раз при помощи подводных крыльев. Фактически крыло представляет собой большую подводную лыжу. Оно находится под углом к поверхности воды и, как только катер набирает скорость, начинает работать как крыло самолёта, то есть создаёт подъёмную силу. Именно так катер поднимается над поверхностью воды, а площадь их соприкосновения минимальна, что позволяет сильно увеличить скорость и не рисковать при этом постоянным повреждением корпуса. Результаты оказались впечатляющими, поэтому военные задумались над тем, чтобы построить ракетный корабль на подводных крыльях.

«Ураган» МРК-5

«Ураган» МРК-5./ Фото: rg.ru

«Ураган» МРК-5./ Фото: rg.ru


Так появился проект 1240 «Ураган», в рамках которого был создан малый ракетный корабль МРК-5. Относительно него у военно-морского флота было много ожиданий. Новый корабль должен был получить большую манёвренность и способность развивать огромную по тем временам скорость. К тому же его собирались оснастить новыми противокорабельными ракетами, которые не так давно поступили на вооружение. Таким образом, корабль должен был обладать большой огневой мощью. К 1972 году проект был завершён и принят в работу, и в том же году на ленинградской верфи был заложен первый и единственный малый ракетный корабль на подводных крыльях МРК-5.

МРК-5 на ходу./ Фото: pinterest.com

МРК-5 на ходу./ Фото: pinterest.com


У МРК-5, кроме наличия современных противокорабельных ракет, было две особенности. Первая – подводные крылья, а вторая – двигательная установка. Именно последняя и должна была обеспечить высокую скорость, но её ещё нужно было разработать. Для этого был начат ещё один проект, уже гражданский – пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун». Его не планировали выпускать серийно, это был всего лишь единственный экспериментальный образец. Специально для него разработали двигательную установку на основе газотурбинного двигателя, и она получилась очень удачной. Некоторое время «Тайфун» выполнял пассажирские рейсы, за его успехами следили многочисленные специалисты, а полученные технические данные использовались для создания двигателя военного «Урагана». На МРК-5 установили два газотурбинных мотора, которые обеспечивали суммарную мощность 36 тысяч лошадиных сил. Крутящий момент от них при помощи валов передавался на гребные винты, а максимальная скорость ракетного корабля составляла от 57 до 60 узлов (105-111 км/ч).

Гребные винты./ Фото: dzen.ru

Гребные винты./ Фото: dzen.ru


Впрочем, у МРК-5 была ещё одна силовая установка куда меньшей мощности – всего 2200 лошадиных сил. Она включалась, если корабль шёл в обычном режиме, то есть не на подводных крыльях, а самым обычным для судна способом. Так называемая установка малого хода включала в себя два дизельных двигателя, которые обеспечивали работу двух водомётных систем. При этом скорость составляла около 10 узлов.

Крылья в поднятом положении./ Фото: dzen.ru

Крылья в поднятом положении./ Фото: dzen.ru


Самым же удивительным в этом корабле были огромные подводные крылья. Обычно они были подняты вверх и находились под углом 45 градусов к корпусу судна, а опускались лишь в том случае, когда корабль должен был перейти в маршевый режим и развить свою крейсерскую скорость. При этом и сами подводные крылья, и корпус МРК-5 подвергались большим нагрузкам, в том числе и от попадания в них брызг на высокой скорости.

Малый ракетный корабль./ Фото: airbase.ru

Малый ракетный корабль./ Фото: airbase.ru


Чтобы уменьшить эффекты эрозии, корпус судна изготовили из специально созданного по такому случаю алюминиево-магниевого сплава, а для создания подводных крыльев использовали титановый сплав. При этом подводные элементы крыльев, при помощи которых регулировалась глубина погружения, управлялись автоматикой. Она также следила за уровнем крена и дифферентом судна (наклоном вперёд и назад). Если МРК-5 начинал заваливаться, автоматика сама исправляла ситуацию и регулировала наклон рулей. Слишком большой дальностью хода «Ураган» похвастаться не мог, всё-таки он нёс на себе лишь ограниченный запас топлива. На скорости 8,5 узлов она составляла полторы тысячи миль, а при повышении скорости до 45 узлов на подводных крыльях дальность уменьшалась примерно до семисот миль.

Корабль на стапеле./ Фото: globalsecurity.org

Корабль на стапеле./ Фото: globalsecurity.org


Основное вооружение корабля составляли четыре противокорабельные крылатые ракеты «Малахит», каждая в своём собственном пусковом контейнере. Ракета весом 5,4 тонны несла в себе боевую часть весом 800 килограмм, причём это мог быть и ядерный заряд мощностью до двух мегатонн. Ракеты могли летать на расстояние до 150 километров. Дополнительно к этому на борту находилась зенитная ракетная установка «Оса-М», а также шестиствольная артиллерийская установка АК-630 калибром 30 миллиметров.

На крейсерской скорости./ Фото: pinterest.com

На крейсерской скорости./ Фото: pinterest.com


Ракетный корабль проекта «Ураган» приняли в эксплуатацию в 1979 году, и он продемонстрировал отличные показатели. Он оказался быстрым и манёвренным, хорошо вёл себя на разных скоростях и был очень надёжным. Правда, корабль оказался слишком дорогим в производстве и чрезвычайно сложным в эксплуатации, а главной причиной многочисленных поломок был недостаточный уровень подготовки персонала. В итоге он так и остался в единственном экземпляре и находился в эксплуатации вплоть до начала 1990-х годов, пока не затонул и не был пущен в утиль.

При Советском Союзе успели построить немало интересных кораблей, а некоторые из них не знали равных по своим техническим возможностям и вооружению.


Обратите внимание:







2355
28.10.2024 15:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё