«Максим Горький» - самый большой в мире самолет 1930-х годов. | Фото: weekend.rambler.ru.
В 1932 году в СССР с большим размахом и помпой праздновали творческий юбилей Максима Горького. В компании друзей и близких писателя возникла идея создать огромный самолет и назвать его в честь именинника. Так началась трагическая история самого большого на тот момент самолета в мире АНТ-20.
Сборка крыла самолета-гиганта «Максим Горький» в ЦАГИ. | Фото: pikabu.ru.
Друзья Максима Горького в начале 1930-х годов организовали Всесоюзный комитет, с помощью которого удалось собрать 6 миллионов рублей. Эти деньги пошли на проектирование и постройку необычного самолета-гиганта. В проекте приняли участие ведущие авиастроительные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро советской авиапромышленности.
Советский самолет-левиафан «Максим Горький» в сопровождении истребителей. | Фото: topwar.ru.
АНТ-20бис – улучшенная версия «Максима Горького». | Фото: ru.wikipedia.org.
Самый большой в мире самолет АНТ-20 мог стать бомбардировщиком, авиалайнером, транспортом, воздушным штабом для первых лиц государства. Но его роль оказалась несколько иной. Получив имя «Максим Горький», он использовался как агитационный аэроплан.
«Максим Горький» над Красной площадью, 7 ноября 1934 год. | Фото: twitter.com.
В 1934 году самолет был уже готов и 19 июня за его полетом над Красной площадью наблюдал сам Максим Горький. Машина длиной 33 метра и размахом крыла 63 метра весила всего 28 тонн. Для сравнения, это примерно равно габаритам современного авиалайнера Boeing 737.
Советская громадина: агитационный самолет «Максим Горький». | Фото: airports.chat.ru.
Роскошные кресла в салоне «Максима Горького». | Фото: topwar.ru.
Современники отмечают, что аппарат был действительно гигантский. В крыле «Максима Горького» можно было ходить не пригибаясь. На борту свободно помещались 20 членов экипажа, 8 человек обслуживающего персонала и 72 пассажира. В их распоряжении был буфет, кинотеатр, фотолаборатория, телефон, радиостудия, библиотека, потовое отделение и даже типография, печатающая газеты прямо в полете. Вспомогательные помещения занимали около 100 кв. метров площади. А для «особых» пассажиров предусмотрены каюты со стеклянным полом и двуспальными кроватями.
АНТ-20 также использовался для перевозки грузов. Машина подняла в воздух 15 тонн на высоту 5 километров, установив новый мировой рекорд. Испытывавший ее летчик Михаил Громов дал свой отзыв: «Чудесная машина!».
На самолете стояло 8 двигателей М-34ФРН суммарной мощностью 6000 л.с. Крейсерская скорость самолета - 275 км/ч, дальность полета - 1000 километров, потолок – 7500 метров.
Советский гигант «Максим Горький» в сопровождении истребителей. | Фото: topwar.ru.
В 1934-1935 гг. «Максим Горький» выполнил ряд полетов, но в памяти тысяч советских людей отложился последний из них. В воскресенье 18 мая 1935 года самолет совершал демонстрационный полет над Москвой. На борту находились конструкторы летательного аппарата, члены их семей, дети.
АНТ-20 сопровождали два истребителя, И-5 и Р-5, которые должны были подчеркнуть величие советского «левиафана», летевшего со скоростью 180 км/ч. С Р-5 велась киносъемка, а пилот И-5 стал крутить фигуры высшего пилотажа. Выполняя мертвую петлю вокруг летящего гиганты, летчик Николай Благин не рассчитал траекторию и буквально протаранил «Максима Горького».
Исторический кадр: За секунду до катастрофы. | Фото: airports.chat.ru.
Истребитель И-5 врезается в самолет «Максим Горький», 18 мая 1935 года. | Фото: war.ee.
Истребитель ударил в крыло и застрял в нем. Пилоты пытались удержать «Максима Горького», но безуспешно: самолет стал крениться, пикировать, а затем разваливаться в воздухе. Обломки упали на дачный посёлок Сокол. В авиакатастрофе АНТ-20 погибли 49 человек.
Гибель «Максима Горького» потрясла всю страну, все осуждали летчика-трюкача Благина. А эти 10 жутких кораблекрушений шокировали весь мир.